Правовые вопросы стандартизации и качества продукции санкции. Учебник: Предпринимательское право

Предмет правового регулирования. Качество – совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.
Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом – обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.
Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.
Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.
В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 68
Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.
Характер правового регулирования качества. Правовое регулирование качества в современных условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК).
Проиллюстрируем это на примере специальных норм ГК. Так, в соответствии с п. 1 ст. 469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.
Такого же рода Правила содержатся в ст. 721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обяза-тельными для сторон требованиями.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 69
Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК).
Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации»; Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений»; Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг»; Федеральным законом РФ от 9 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» и множеством постановлений и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).

Ведомости РФ 1993 № 25 ст. 917.
Там жe. № 23 ст. 511.
Там же № 26 ст. 966.
СЗ РФ. 1996 № 3. ст. 140.
Собрание актов РФ. 1994. № 8. Ст. 598.

Еще по теме § 1. Общая характеристика правового регулирования качества:

  1. Вопрос_13. Понятие и виды хозяйственных обществ. Общая характеристика нормативного правового регулирования

Вконтакте

Одноклассники


Общая характеристика правового регулирования качества

Предмет правового регулирования. Качество - совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.

Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.

Отношения по поводу определения требований к качеству регулируются нормами разных отраслей права: гражданского, трудового, административного.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Характер правового регулирования качества. Правовое регулирование качества в современньк условиях характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п.4 ст.421 ГК). В этих случаях договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п.1 ст.422 ГК).

Проиллюстрируем это на примере специальных норм ГК. Так, в соответствии с п.1 ст.469 ГК продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. В то же время в п. 4 той же статьи отмечается, что если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

Такого же рода правила содержатся в ст.721 ГК, регулирующей качество работы. Здесь также за основу принимаются условия договора, а исключение составляют случаи, когда в роли подрядчика выступает предприниматель, и законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные для него требования к качеству выполняемой работы. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст.469, 721 ГК).

Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве: Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О стандартизации”;" Законом РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обеспечении единства измерений”;2Законом РФ от 10 июня 1993 г. “О сертификации продукции и услуг”;3Федеральным законом РФ от 9 января 1996 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”,4рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 “Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг”5и множеством постановлений и приказов Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарта России).

Стандартизация

Понятие стандартизации и нормативные документы по стандартизации. Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технологической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий; единства измерений;

" Ведомости РФ. 1993. №25. Ст.917.

2Там же. №23. Ст.811.

3Там же. №26. Ст.966.

4СЗ РФ. 1996. №3. Ст.140.

5Собрание актов РФ. 1994. №8. Ст.598.

экономии ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Законодательство о стандартизации определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации относятся: государственные стандарты (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы);

стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТы разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. ГОСТы и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов - Государственный комитет РФ по жилищной и строительной политике. Названные органы исполнительной власти определяют содержание требований ГОСТов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения. Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.

Требования, содержащиеся в ГОСТах, подразделяются на обязательные и рекомендательные. Обязательными для соблюдения органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности являются требования, устанавливаемые госстандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ. Соответствие продукции и услуг обязательным требованиям госстандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Все остальные требования госстандартов к продукции, работам и услугам являются рекомендательными. Стороны могут их изменить при заключении договора. Рекомендательные требования подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре сделана ссылка на соответствующий Госстандарт либо об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям госстандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

ОСТы разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции на продукцию, работы и услуги определенных видов, имеющих однородное потребительское или функциональное назначение. Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается госстандартами. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательных требований госстандартов.

СТП разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТП устанавливается субъектом хозяйственной деятельности самостоятельно. Являясь локальными нормами, они также не должны нарушать обязательных требований, установленных ГОСТами и ОСТами. Требования стандартов предприятий относятся к продукции внутрихозяйственного применения, но они подлежат обязательному соблюдению также другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности определяется самостоятельно.

Нормативные документы по стандартизации должны применяться органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.

Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных стандартов, который создается и ведется Госстандартом России.

Государственное управление стандартизацией. Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Госстандарт России. В соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994г. №825,6Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ.

Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.

За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований госстандартов осуществляется государственный контроль и надзор. Порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ. Органами осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов, как уже отмечалось, являются Госстандарт России и иные специально уполномоченные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора в названной области от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами, имеющими широкие полномочия. Они вправе иметь свободный доступ в служебные и производственные помещения субъектов хозяйственной деятельности; получать необходимые документы и сведения при проведении государственного контроля и надзора; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований госстандартов; выдавать предписания о запрете или приоста- 6СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1526.

новке реализации и использования продукции; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований госстандартов.

Нарушение обязательных требований госстандартов, а равно уклонение от представления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за госстандартами влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 170 КоАП РСФСР).

Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации осуществляет также получатель продукции. Порядок приемки продукции в таких случаях может определяться договором, нормативными документами по стандартизации, а также Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. №П-7.7

Правовое регулирование качества товаров (2009)

В правовом регулировании качества в последнее время допущены серьезные просчеты. Гражданским кодексом Российской Федерации условие о качестве товаров нс отнесено к кругу необходимых условий реализационных договоров. Положение закона о том, что если договором условие о качестве не указано, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых такой товар обычно используется, - нельзя признать работающим, особенно в условиях отсутствия развитой конкуренции. Нормы о стандартизации и сертификации в существующем виде не способны оказать значимого влияния на всеобщее улучшение качества товаров. Автор исследует проблемы законодательного регулирования в области качества и отводит ведущую роль в деле обеспечения качества товаров - договору.

Проблематика качества товаров является одной из наиболее злободневных для нашего общества, для экономики страны и всего населения. Улучшение качества - важная общегосударственная задача, определяющая положение нации в мире. Государство, которое не смогло начадить изготовление первосортных товаров, всегда будет оставаться отстающим, зависимым от передовых, несмотря на обилие природных ресурсов и иные возможности. По уровню качества большинства товаров мы значительно отстаем от мировых показателей. Беда еще в том, что фактическое низкое качество наслаивается на низкую производственную и технологическую культуру и, что самое значимое для нас с вами, - на правовую необеспеченность.

Значительное влияние па качество способны оказывать законодательная и административная регламентация, а также договор и другие правовые средства. Между тем вопросы правового регулирования качества за последние четверть века ушли из поля зрения юридической науки. Еще в 1960-1980 гг. они активно обсуждались на научно-практических конференциях, «круглых столах», издавалась обширная литература. Куда все это делось? Сейчас по вопросам качества лишь наш преподаватель Г. Б. Леонова пишет интересные статьи в «Коммерческом праве». Да еще изредка встречаются публикации бывшего начальника юридического отдела Госстандарта Я. Е. Парция.

Причины утраты внимания к этим проблемам требуют разбора. Они, как вы понимаете, вовсе не в улучшении качества отечественных товаров. Здесь дело обстоит, скорее, наоборот. По оценкам соответствующих служб, качество большинства наших товаров осталось на прежнем, посредственном уровне, а но некоторым позициям даже ухудшилось. Отечественные товары неконкурентоспособны, не котируются на мировом рынке, кроме вооружений. Лишь при переходе к производству по современным технологиям или на зарубежном оборудовании удается улучшить качество отдельных видов изделий.

Спрашивается, почему же юридическая наука отошла от изучения вопросов обеспечения качества? На мой взгляд, дело тут в изменении положения, занимаемого соответствующими науками. С переходом страны на рыночные рельсы ведущее место в правоведении заняла цивилистика. Однако она восприняла от прошлого догматико-нормативную, позитивистскую методологию. В позитивистских рамках она в состоянии лишь обсуждать установления, зафиксированные в законе, и высказывать предложения об их изменении. Она остается неспособной выдвигать и решать общехозяйственные проблемы, в том числе улучшения качества. И такую ситуацию едва ли скоро удастся изменить.

Доктрина хозяйственного права в новых условиях оказалась вынужденной менять свою концептуальную линию. Она трансформировалась в предпринимательское право и ищет свои опорные точки. Пока она не вполне готова поднимать узловые, общехозяйственные проблемы. Можно полагать, что со временем она нарастит свой научный потенциал.

Наконец, теория коммерческого права. Как известно, она находится в стадии становления. Приходится решать сразу множество задач. Однако она не чурается их, берется за весьма сложные вопросы, такие как рассмотрение правовых аспектов качества.

Теперь к существу темы. Следует начать с того, что в правовом регулировании качества в последний период были допущены серьезные просчеты. Так, Гражданский кодекс РФ исключил условие о качестве товаров из числа необходимых условий реализационных договоров, прежде всего, купли-продажи и поставки. При этом закон не содержит норм, содействующих сторонам в квалифицированной и четкой выработке условий о качестве в самих договорах. В кодексе имеются лишь отдельные общие установления по поводу качества. Однако они не позволяют обеспечить четкую регламентацию требований к качеству товаров.

Важно сознавать истоки такого поверхностного и пренебрежительного отношения разработчиков ГК к определению условий о качестве товаров. Причина состоит в слепом подражании, копировании законодательства зарубежных стран. Западные гражданские и торговые кодексы (например, США, Германии, Франции) не требуют обязательного регулирования в договорах показателей качества товаров. Так же решили сделать и в нашем ГК. Однако при этом не было учтено значительное различие уровней качества товаров в России и странах Запада, а также факторы, определяющие общее состояние качества у нас и за рубежом.

Основным таким фактором, подстегивающим непрерывное улучшение качества, на Западе служит развитая конкуренция при сбыте товаров. У нас же конкуренции практически нет, российская экономика лишена прочного конкурентного начала. Причин здесь видится две. Первая - в невнимании властей к вопросам развития конкуренции и непонимании способов ее развития. Вторая - в недобросовестной линии антимонопольной службы, которой удалось перенацелить свою деятельность с содействия конкуренции на антимонопольные меры, удалось дезориентировать общественное мнение. Вся разрешительная и запретительная деятельность антимонопольной службы имеет очевидную коррупционную составляющую. Хороша и наша юридическая наука, которая вместо проблем конкуренции, путей и способов ее развития обсуждает лишь антимонопольные и защитные меры. При таком подходе у нас еще сто лет не будет ни нормальной экономики, ни качества товаров.

Немаловажное положение, предусмотренное ГК, состоит в следующем. Согласно ГК при отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Данное правило также переписано из зарубежных кодексов. На первый взгляд здесь все выглядит нормально. Однако на практике возникает нежелательная ситуация.

Не было учтено, что сама степень пригодности изделий для целей их обычного использования может быть чрезвычайно различной. Достаточно вспомнить, что 2/3 прежних ГОСТов предусматривали изготовление изделий нескольких разных сортов или марок - от сравнительно приличных до низших. Причем все они, как допускаемые стандартом, признаются соответствующими обычным целям использования товаров.

Эта же проблема возникала и на Западе. Однако там ее успешно решило коммерческое право. Зарубежная торговая практика в таких случаях требует поставки товаров среднего качества для страны-продавца. Так, согласно и. 5.1.6 Принципов международных коммерческих договоров УНИ- ДРУА качество «должно быть не ниже среднего уровня». Но разработчики ГК не знакомы с коммерческим правом, и они это важное требование упустили. Между тем очевидно, что среднее качество - это более высокий уровень, чем низшее качество, чем простое соответствие обычным целям использования товаров.

Принципы УНИДРУА закрепляют общемировую торговую практику. Поэтому их ориентировку на средний уровень качества вполне можно было бы закрепить в ГК для случаев, когда качественные показатели товара не определены в договоре. Очевидно, что это понуждало бы изготовителей к выпуску изделий среднего, а не низкого качества.

Требование о среднем качестве изделий можно обеспечить и другим способом. Принципы УНИДРУА могут быть признаны деловыми обычаями для внутреннего торгового оборота. Такое правило может быть установлено Торгово-промышленной палатой РФ подобно тому, как она своим постановлением признала в качестве деловых обычаев Правила ИНКО- ТЕРМС 2000 года. Пункт 6 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ называет одной из задач арбитражных судов содействие формированию обычаев делового оборота. Поэтому Высший Арбитражный Суд РФ также вправе издать постановление о применении Принципов УНИДРУА в качестве обычаев делового оборота. Это позволит поднять уровень требований к качеству российских товаров.

Теперь о других изменениях в нормативном регулировании качества. Пунктом 4 ст. 469 ГК установлено правило, согласно которому если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Данная норма фактически имела целью обеспечить соблюдение государственных стандартов и иных нормативов, носивших в период принятия ГК обязательный характер.

Однако в последние годы реальная сфера применения ст. 469 ГК существенно изменилась. Федеральным законом 2002 г. «О техническом регулировании» введено правило (ст. 2), что обязательные требования к продукции, в том числе к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации устанавливаются в технических регламентах. Содержание технических регламентов определяется в ст. 7 названного закона. Согласно ей технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности изделий и процессов, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры. Итак, назначение регламентов - это обеспечение безопасности, а не закрепление показателей качества, потребительских характеристик изделий. Соответственно изменилась направленность ст. 469 ГК - она относится теперь лишь к требованиям регламентов и сохранивших обязательность нормативных документов по вопросам безопасности. Возможно п иное толкование. Поскольку обязательные требования собственно к качеству сейчас ничем не устанавливаются, то следует признать эту норму фактически утратившей силу.

Правительством РФ утверждена программа разработки регламентов, которой предусмотрено принятие 42 таких актов. Программа эта выполняется неудовлетворительно, на данный момент принято всего 11 регламентов.

Важно определиться с тем, что стало с прежде обязательными ГОСТами и другими нормативными документами, регулировавшими качество. В силу ст. 40 Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу регламентов требования к продукции, установленные нормативными документами, подлежат обязательному исполнению в вопросах: 1) защиты жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, 2) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, 3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Таким образом, до принятия технических регламентов сохраняют обязательность требования к продукции но указанному кругу вопросов, установленные ГОСТами, СНиПами и санитарно-ветеринарными правилами и нормами.

Для облегчения применения следовало бы в текстах нормативных документов выделить те положения, которые относятся к вопросам безопасности и сохраняют обязательную силу. Сделать это должно бы Ростехре- гулирование совместно с разработчиками соответствующих документов. Предложения об этом высказывались в печати, например Г. Б. Леоновой.

Однако ничего этого сделано не было, из-за чего возникли неопределенность и затруднения в оценке обязательности таких положений. По этой причине при возникновении спора о том, сохраняет ли обязательность требование ГОСТа, касающееся безопасности, приходится назначать экспертизу или запрашивать заключение Ростехрегулирования. Как вы понимаете, ни порядка, ни безопасности в стране такая ситуация не прибавляет.

Теперь собственно о документировании качества. Статья 13 Закона «О техническом регулировании» устанавливает виды документов, определяющих показатели качества товаров. Это, прежде всего, национальные стандарты, а также стандарты организаций. Национальные стандарты утверждаются под грифом ГОСТ Р, стандарты организаций обозначаются как ОСТы. Кроме того, закон предусматривает издание общероссийских классификаторов технико-экономической информации, стандартов общественных объединений, хотя эти документы не представляют актуальности для торгового оборота. Закон допускает применение международных стандартов с грифом ИСО - их имеется более 12 тысяч, а также региональных стандартов, в частности Евросоюза и СНГ.

Основным принципом стандартизации объявлена добровольность применения стандартов. Итак, в отличие от техрегламентов стандарты не носят обязательного характера, кроме, как уже сказано, положений прежних ГОСТов, касающихся вопросов безопасности. Применение любых стандартов во взаимоотношениях сторон должно предусматриваться договором. Соответственно, несоблюдение показателей качества, предусмотренных согласованным стандартом, должно квалифицироваться как нарушение условий договора. И хотя ст. 14.4 КоАП предусматривает административную ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, следует учитывать, что это устаревшая норма. Она должна применяться лишь при наличии заключенного договора, устанавливающего применение стандарта или образца. Что касается технических условий, то сейчас они вообще не применяются, ибо сроки их действия окончились.

В мире стандартизация используется как мощный рычаг управления качеством. Западные фирмы тратят на разработку и внедрение стандартов огромные деньги, получая при этом многократный выигрыш за счет повышения конкурентоспособности своих товаров, унификации узлов и деталей.

У нас со стандартизацией дело, как и в советское время, обстоит много хуже. Российские предприниматели пока плохо понимают роль и возможности стандартов в деле совершенствования качества и увеличения сбыта товаров. Хотя, как показывают исследования, само применение стандарта, наличие об этом маркировки на товаре повышает привлекательность изделий для покупателей. И граждане, и организации охотнее покупают те товары, которые изготовлены по стандарту.

Между тем сотни вузов и факультетов менеджмента вообще не обучают студентов методам управления качеством, работе по стандартизации. То же касается и юридических вузов, хотя проблематика управления качеством - в основном правовая. С цивилистики здесь спрос, конечно, никакой. Но вот дисциплины предпринимательского и коммерческого права обязаны плотнее заниматься этими вопросами. Пока же я опасаюсь, что наша кафедра коммерческого права - единственная среди 1250 юридических вузов, где читается спецкурс правового регулирования качества.

Отечественные предприниматели уклоняются от разработки стандартов и систем управления качеством также но причине дороговизны этой работы. Разработка стандарта и сертификация изделия порою обходятся дороже, чем вся прибыль от его реализации. Не получают они в данном деле и поддержки от государства, которое много говорит об инновациях и техническом прогрессе, да мало помогает в этих вопросах. Расходы от этой работы относятся на прибыль, а не на издержки производства, что снижает заинтересованность в стандартизации. Данные вопросы следует ставить перед властными структурами.

Закон допускает заимствование чужих стандартов, в том числе стандартов организаций и национальных. Здесь для изготовителя возникает лишь задача подбора подходящего стандарта для своей продукции и его внедрения. Однако и эта работа поставлена в стране неудовлетворительно. Основные проблемы создаются отсутствием полного фонда стандартов и предоставления им необходимых сведений для пользователей по их заказам.

Допускается разработка стандартов союзами, ассоциациями, а также группами промышленных предприятий, объединившихся для данной цели. Хотя союзы и ассоциации являются некоммерческими организациями, это в данном случае не имеет значения, поскольку стандарты могут подготавливаться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. К сожалению, участие союзов и ассоциаций предприятий в работе по стандартизации пока ничтожно.

Другим инструментом государственного влияния на качество, причем нужно подчеркнуть - весьма косвенного влияния, - служит сертификация. Сейчас резко сокращено число изделий, подлежащих обязательной сертификации. Сертификация проводится путем проверки соответствия образца изделия требованиям принятого стандарта либо также наличия у изготовителя производственных возможностей для поддержания заявленного по стандарту уровня качества выпускаемых изделий. Для товаров по перечню, установленному Правительством РФ, предусмотрена возможность сертификации путем подачи заявителем декларации в орган по сертификации. Регистрация декларации этим органом знаменует прохождение сертификации.

Согласно Закону «О техническом регулировании» содержание сертификатов соответствия определяется техническими регламентами и включает в себя показатели безопасности, предусмотренные регламентами, а по изделиям, на которые сохраняется действие ГОСТов, - также этими стандартами. Итак, необходимые показатели сертификатов соответствия - это все та же безопасность, а не потребительские характеристики, которые в не меньшей степени интересуют покупателей.

Контрагенты могут предусмотреть в реализационном договоре условие о добровольном подтверждении соответствия товара применяемому стандарту. Добровольная сертификация проводится органом по сертификации по соглашению с заказчиком на возмездной основе. Как при обязательной, так и при добровольной сертификации по просьбе заявителя наряду с показателями безопасности могут фиксироваться также предусмотренные стандартом основные качественные характеристики. Следует ориентировать изготовителей и покупателей на такую практику.

Органы государственного надзора за соблюдением технических регламентов вправе проверять наличие сертификатов соответствия или зарегистрированных деклараций, если приложение их предусмотрено самим регламентом. Между тем обязательность нахождения сертификата у каждого субъекта по ходу движения товара не установлена нормативными актами. Они должны иметься только у изготовителя при выпуске товара в обращение.

Поэтому являются неправомерными требования различных контролирующих структур к торговым организациям о предоставлении сертификатов. Доказательством сертифицирования товара служит проставление изготовителем на изделиях знака соответствия, а при добровольной сертификации - знака обращения товара на рынке. Кроме того, следует сознавать общий смысл сертификации. Она означает, что единичное изделие из выпускаемой серии однажды, год или несколько лет назад в пределах 5-летнего срока действия сертификата, было проверено и признано соответствующим техническим условиям или стандарту.

Влияние такой операции на обеспечение качества равно нулю, это практически никчемная затея. Поэтому лишены смысла предложения о законодательном установлении того, чтобы копии сертификата или деклараций о соответствии имелись у любого субъекта, у которого находится товар.

Нет четкости в регулировании ответственности за нарушение требований о маркировке знаком соответствия. Согласно ст. 171(1) Уголовного кодекса РФ производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке знаком соответствия, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом либо лишением свободы. Что касается неправомерного проставления знака соответствия или знака обращения товара на рынке без прохождения сертификации, то за подобное нарушение ответственность не предусмотрена.

Согласно данным печати, процедура сертификации крайне слабо способствует улучшению качества товаров. При этом стоимость услуг но сертифицированию неоправданно высока, вследствие чего предприятия идут на добровольное сертифицирование лишь серийных, массовых видов изделий и избегают сертифицирования продукции, производимой в незначительных количествах, малыми сериями.

Вместе с тем было бы неправильным вообще отрицать необходимость сертификации и ее определенную пользу в обеспечении интересов покупателей. В ситуации, когда импортные товары составляют до половины всего товарооборота, важно осуществление контроля за их безопасностью для жизни и здоровья граждан. Отсюда необходимость соблюдения хотя бы минимальных требований к безопасности, которые содержит сертификация. Они касаются изделий, входящих в перечень для обязательной сертификации, как-то: детские игрушки, белье, посуда и др. Известно, что широкое распространение при их контрафактном изготовлении получило применение ядовитых красителей и других вредных веществ. Необходимость сертифицирования и проставления на изделиях знака соответствия несколько сдерживает такие негативные явления.

Важно учитывать, что стандартизация, сертификация, маркировка знаками связаны прежде всего с процессом реализации товара, торговой деятельностью. Между тем вследствие оторванности гражданского законодательства от торговли ГК вообще не упоминает о технических регламентах, стандартах, сертификации, знаках соответствия, не содержит даже таких слов. Нет их и в опубликованных предложениях о совершенствовании кодекса. В результате деятельность по государственному регулированию качества и договорная работа остаются разобщенными, оторванными друг от друга. Это явно ненормальное положение, которое наносит стране значительный ущерб. Устранение этих недостатков требует внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс.

Можно назвать следующие приемы, обеспечивающие привязку договоров к стандартам.

  • 1. Если на товар в принципе имеется стандарт и стороны условились им руководствоваться, то в договоре должны быть указаны реквизиты этого стандарта: его название, номер и дата утверждения, наименование органа, утвердившего стандарт. Как уже говорилось, это может быть стандарт не только изготовителя, но также другой организации, национальный или международный стандарт.
  • 2. В качестве требования к осуществлению преддоговорных контактов следует установить, что продавец обязан по запросу покупателя предоставить ему в качестве необходимой информации экземпляр стандарта в установленный срок. Это исключит ситуации, когда стороны ссылаются на стандарт, текст которого отсутствует у покупателя и содержание которого ему неизвестно.
  • 3. В законе в качестве рекомендательного условия должно быть указано на целесообразность конкретного определения марки, сорта и других варьируемых характеристик товара, допускаемых стандартом.

Вместе с тем законодательные меры, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, не в состоянии существенно повлиять на качество товаров. Важно обратить внимание на сложившуюся ситуацию, обдумать ее. По Закону «О техническом регулировании» мы отбросили как непригодные административные методы регулирования качества, когда 80% потребительских товаров подлежали обязательной стандартизации и сертификации. Взамен их требовалось включить другие рычаги обеспечения качества. Однако для этого ровным счетом ничего сделано не было и не предложено, что, собственно, надо делать. Мы продолжаем возиться с обломками стандартов и сертификатов. Это показатель провала, несостоятельности в данном отношении юридической науки, непонимания методов правового воздействия на качество.

В настоящих условиях ведущая роль в деле обеспечения качества товаров должна принадлежать договору. Его возможности в целом более значимы, чем у стандартизации и сертификации. Договор служит важнейшим, наряду с законом, правовым инструментом регулирования экономики. Поэтому крайне важно понимать, использовать и развивать потенциал договора в деле улучшения качества товаров.

Итак, именно на договор должен быть перенесен центр тяжести в регулировании качества. Что конкретно следует сделать для этого?

Прежде всего, надлежит определять в договоре основные показатели качества, не оставлять их неурегулированными, на что совершенно неосновательно ориентирует Гражданский кодекс. Здесь полезен уже простейший прием - выделять в договоре условие о качестве в виде отдельного раздела или пункта.

Для определения качества можно договариваться с изготовителем о разработке и утверждении им стандарта организации или применении национального стандарта на товар с распределением соответствующих затрат между сторонами. Возможны соглашения о применении стандарта другой организации либо даже международного стандарта на аналогичный товар. Конечно, такие решения будут оправданными лишь при регулярных, массовых продажах товаров.

Прежде Положения о поставках предусматривали возможность продажи серийных товаров по согласованным образцам и порядок их утверждения. Это гораздо более экономичный и надежный прием фиксирования качества. В этом случае в договоре указывались основные характеристики образца и устанавливался порядок хранения образца. Практиковалось согласование основных качественных показателей товара непосредственно в самом договоре. При электронной торговле качество обычно определяется по описаниям в каталогах, буклетах или в стандарте.

Сейчас закон не содержит даже таких элементарных ориентировок для определения качества.

Вместе с тем для нас главным является не просто фиксирование качества на уровне стандартов, ибо стандарты у нас в основном посредственные. Требуется улучшение качества, причем последовательное и повсеместное.

Оправдывает себя практика передовых менеджеров, которые до заключения договора опрашивают своих специалистов, производящих товар или работающих с ним, о том, какие пожелания имеются к улучшению качества товара. Анализируются претензии потребителей по поводу недостатков товара. Их пожелания и требования включаются в договоры в виде дополнительных характеристик качества товаров. Когда стороны работают по стандарту, то следует учитывать, что закон позволяет предусматривать в договоре более высокие показатели по сравнению со стандартами. Такие меры служат реальному улучшению качества.

Важно использовать договор для поэтапного улучшения качественных характеристик изделий. Наиболее эффективны в данном отношении долгосрочные договоры, в которых по годам могут наращиваться уровни качества, предусматриваться более высокие пороги качества. На Западе в условиях реальной конкуренции такую работу ведут сами изготовители. Для этого они разрабатывают стандарты на изделия как ступенчатые (или пороговые) и затем предусматривают в договорах регулярные переходы на более высокие ступени качества. В США такая смена происходит в среднем каждые 5 лет, в Японии - через 3 года. Причем улучшение ведется не локально, а по крупным узлам, блокам изделий, что более экономично.

У нас подобная практика затруднена, поскольку ГК даже не содержит понятия долгосрочного договора. Проводится нелепая точка зрения, что долгосрочные договоры - это, якобы, предварительные договоры. К тому же Ростехрегулирование не ориентирует на разработку пороговых стандартов.

Предложенный перечень правовых мер по улучшению качества явно невозможен в рамках гражданского права. Цивилисты едва ли решатся на внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс. Это означает, что мы но-нрежнему будем отставать в вопросах качества от развитых стран.

Необходимые решения возможны в случае разработки Торгового кодекса либо специального закона о качестве товаров, работ и услуг. Здесь наглядно проявляются различия направленности торгового и гражданского законодательства, их роли в решении соответствующих проблем. От ком- мерциалистов в этой связи требуется активная разработка вопросов теории и практики правового регулирования качества, пропаганда выработанных прогрессивных приемов работы юридических служб.

Общая характеристика правового регулирования качества. Качество - совокупность полезных свойств изготовленной продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Оно является одним из важнейших показателей успешной деятельности любого предприятия в современных условиях. От качества товаров зависит многое в экономической и социальной жизни страны и жизни любого потребителя. Переход России к новой экономической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что в дальнейшем только качественные товары гарантируют конкурентоспособность производителя.

Сегодня во всем мире качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках. Оно превратилось в источник роста национального богатства.

С 1989 г. по инициативе Европейской организации по качеству при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН) ежегодно во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. Следует подчеркнуть, что XXI век объявлен мировым экономическим сообществом Веком качества.

В России разработана Государственная программа по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в выпуске продукции необходимого ассортимента и соответствующего качества, а также отвечающей задачам социально-экономического развития России. Решение проблемы качества связано с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество. Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.

Законодательство РФ содержит специальные нормативные правовые акты, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Большая роль в этом отводится Закону РФ «О защите прав потребителей», федеральным законам от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений». Правоотношения, связанные с качеством товаров и услуг, регулируются целым рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлениями и приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в чьи полномочия включены указанные вопросы.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» государство оставляет за собой только одну важнейшую функцию - обеспечение безопасности продукции. Поэтому главным документом становится технический регламент , который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность, пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании»). Технические регламенты должны были быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона (1 июля 2003 г.) по всем продуктам, работам и услугам. Регламенты - это новый вид законодательства, которое устанавливает минимально необходимые требования к безопасности продукции и связанным с ней процессам. Каждый технический регламент должен иметь статус федерального закона. Государство оставляет за собой контроль безопасности, а потребительские свойства товара будут на совести производителя.

В то же время и ГОСТы не уходят в прошлое. Правда, они будут делом добровольным. Однако производителям продукции, работ и услуг будет выгодно работать по ГОСТам, которые жестче технического регламента и являются доказательной базой последнего. Если на упаковке товара имеется атрибутика ГОСТа, то это означает, что товар не только безопасен, но и обладает высокими потребительскими качествами и конкурентоспособен.

Следовательно, требования бывают либо обязательные, либо добровольные. Обязательные содержатся в технических регламентах, добровольные - в стандартах.

Силами одной лишь исполнительной власти такие грандиозные реформы не делаются. Они невозможны без опоры на общество. Поэтому положения Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» направлены на перераспределение функций между государством и обществом, а не только между федеральными органами исполнительной власти. В развитие этого Указа Президента РФ постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы. К ее работе в качестве независимых экспертов привлечены представители научной общественности. В июле 2004 г. по инициативе Центра стратегических разработок, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Института экономики переходного периода и других организаций был создан Национальный институт технического регулирования, который как раз и представляет собой интеллектуальное ядро научного и экспертного сообщества, мозговой центр реформы.

Реформа технического регулирования состоит в пересмотре всей нормативной базы, всей совокупности требований, содержащихся сейчас в более чем 60 тыс. документов - норм, правил, инструкций , системы допуска товаров и услуг на рынок, в обновлении принципов государственного контроля и надзора. Несмотря на то что страна вошла в рынок, система технического регулирования оставалась по инструментарию советской, нацеленной на поддержку только государственной коммерции. Это, естественно, обрекало экономику страны на отставание от мирового уровня, инвестиционный голод и снижение валового внутреннего продукта .

Понятие и правовые основы стандартизации. Стандарт (англ, standard - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Это установление в государственном масштабе, а также в рамках международных организаций единых норм и требований, предъявляемых к минеральному сырью, полуфабрикатам, материалам, производственным процессам, готовым изделиям и т. д.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, экологической безопасности, содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандарты представляют собой документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Например, с 1 января 2005 г. вступил в действие ГОСТ на маркировку продукции. Производитель обязан писать на этикетке, есть ли в продукте пищевые добавки, какие и сколько. Обязан сообщать о наличии в предлагаемом товаре биологически активных добавок, генетически модифицированных организмов. На этикетке обязательно должно быть указано, каковы суточная норма потребления продукта и противопоказания. Кроме того, должен быть знак соответствия и указано название организации, которая этот знак дала.

Стандарты бывают двух видов: международный стандарт , принятый международной организацией; национальный стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

национальные стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций.

Национальным органом Российской Федерации по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294, Агентство осуществляет следующие полномочия: утверждает национальные стандарты; принимает программу разработки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение и др.

Национальный орган в соответствии с законодательством РФ также обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В России действует 26 тыс. различных промышленных, строительных, финансовых и прочих отраслевых национальных стандартов, и только 25-30% из них приведены в соответствие с современным законодательством . Однако с их актуализацией ситуация обстоит гораздо хуже. Средний срок обновления стандарта в нашей стране составляет 12 лет, а в некоторых отраслях и больше. Для сравнения: в США стандарты обновляются в среднем каждые пять, в Германии и Японии - раз в четыре года . В итоге все упирается в деньги, ведь разработка одного стандарта обходится как минимум в 250 тыс. руб.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Российские предприниматели заинтересованы в создании как национальных, так и международных стандартов и намерены вносить деньги на их разработку. Ведь стандарты повышают производительность труда, сокращают издержки как на конкретных предприятиях, так и в целом по стране, способствуют продвижению передовых технологий. Кстати, в большинстве стран с развитой экономикой - в Германии, США, Великобритании стандартизация лежит на плечах промышленных союзов и ассоциаций. Например, немецкая промышленность при участии ее специалистов вкладывает ежегодно 720 млн евро в развитие национальной системы стандартизации. Зато ежегодный прирост ВВП от применения стандартов в стране оценивается в 16 млрд евро .

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Агентству принадлежит исключительное право официального опубликования вновь вводимых в действие и переиздаваемых национальных стандартов и общероссийских классификаторов техникоэкономической и социальной информации. В ежегодно выпускаемых указателях «Национальные стандарты Российской Федерации» публикуется информация о принятых, замененных, об отмененных национальных стандартах и общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации и их перечни.

Понятие и правовые основы подтверждения соответствия. Правовые основы подтверждения соответствия установлены Федеральным законом «О техническом регулировании». Оно осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. Подтверждение соответствия создает благоприятные условия для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

На территории РФ формы подтверждения соответствия могут носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения работ и порядок их оплаты. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в течение пяти дней с момента представления документов. Отказ в регистрации допускается только в случае непредставления документов или совпадения наименования системы или изображения знака соответствия с наименованием ранее зарегистрированной системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Первой формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия. Оно осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием органов по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать наименование и местонахождение заявителя, а также изготовителя продукции; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия. Кроме того, в декларации должны содержаться заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и о принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях и измерениях, сертификате системы качества; срок действия декларации о соответствии; иные сведения.

Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы и документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Второй формой обязательного подтверждения соответствия была обязательная сертификация, которая с 2009 г. уступила место декларированию производителем соответствия качеству . В стране приняты два варианта подтверждения качества и вообще возможности попадания товара на рынок. Это обязательная сертификация и декларирование соответствия. Как известно, процесс сертификации заключается в установлении того, что тот или иной товар соответствует утвержденным и регулируемым государством нормам. Однако, чтобы товар сертифицировать, его необходимо отправлять на государственную проверку, которая отнимает достаточно много времени. И если в случае с производством продуктов питания, авиаприборов и других «стратегических» товаров, от которых напрямую зависит здоровье людей, сертификация обязательна, то существующий способ декларирования соответствия производят сами предприниматели. Оно дешевле и быстрее.

Так, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии из объектов обязательной сертификации, куда входило более 2,5 тыс. позиций, из которых 75% подлежали сертификации, перевело в объекты декларирования соответствия только 69 позиций. К ним относятся силовые трансформаторы, специализированные контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов и др. В ноябре 2009 г. Правительство РФ сократило перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, с 78 до 54%. От этой дорогостоящей процедуры освобождены производители массовых товаров, например бытовой химии, парфюмерии.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Организационную структуру обязательной сертификации образуют:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, иные компетентные организации;

органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, или иной системе, признанной им.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в надлежащем порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в надлежащем порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Сертификация включает следующие четыре основных этапа:

первый - подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель;

второй - рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявки и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации;

третий - оценка соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. На этом этапе осуществляется проверка по определенной схеме образцов продукции, выполнения работ и оказания услуг. Испытание образцов проводят в испытательных лабораториях;

четвертый - принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Результаты и ход испытаний документируются в форме протоколов и представляются заявителю и в орган по сертификации. После анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражаются в заключении эксперта.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции выдается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, в том числе за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, за реализацию такой продукции без сертификата или без знака соответствия, а также за необоснованную выдачу сертификата соответствия. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ).

Предусмотрена и уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров, которые подлежат обязательной маркировке знаками соответствия (ст. 171 1 УК РФ).

  • См.: Российская газета. 2008. 11 апр. С. 5.
  • Там же.
  • См. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».
  • См.: Российская газета. 2009. 29 апр. С. 5.
  • Качество представляет собой совокупность свойств уже изготовленной предпринимателем продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом – обязательным требованиям к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Правовое регулирование, обеспечение качества означает правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ, услуг. В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который на основе спроса и предложения определяет развитие производства, цену товара и его качество. Отсюда правовое регулирование качества характеризуется общедозволительной направленностью и соответствует принципу свободы договора. Оно может быть выражено формулой: условия о качестве определяются договором, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам, и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК РФ).

    Принцип свободы договора при определении требований к качеству продукции, работ, услуг претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов и, в частности, защиты прав потребителей. Эти ограничения закреплены специальным законодательством о качестве, и прежде всего, Федеральным законом «О техническом регулировании». Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия, определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Действие данного закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

    Органом, осуществляющим государственное регулирование качества, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Оно осуществляет такие полномочия в установленной сфере деятельности, как: организует экспертизу проектов национальных стандартов, осуществляет принятие программы разработки национальных стандартов, утверждает национальные стандарты, обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

    Обязательные для применения и исполнения требования к качеству устанавливаются техническими регламентами. Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

    Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия; правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Оценка соответствия качества требованиям, устанавливаемым техническими регламентами, проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.

    Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. В Российской Федерации действуют: общие технические регламенты; специальные технические регламенты. Обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования; безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности. Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

    Основными правовыми институтами, призванными обеспечить соответствие продукции, работ, услуг требованиям технических регламентов, являются стандартизация и сертификация.

    Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация осуществляется в целях: повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

    К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

    Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.