387 налоговый кодекс. Земельный налог: льготы по земельному налогу

При достижении гражданами пенсионного возраста сразу же встает масса вопросов, касающихся льгот. Льготы для пенсионеров весьма разнообразны, но данная статья посвящена подробному описанию и разъяснению льготы по земельному налогу. Будут освящены самые часто задаваемые вопросы, такие как:

Основные понятия и определения;

Кто попадает под действие льгот (полный перечень);

Льготы для пенсионеров при уплате земельного налога;

Порядок обращения и получения льготы;

Действия при отказе в предоставлении льготы.

Четко, подробно и шаг за шагом наша статья даст ответы на каждый из вопросов. Конечно, можно углубиться в штудирование Налогового Кодекса РФ, но официальный язык закона не так прост. Формулировки, уточнения, дополнения и прочие нюансы из законодательства мы разъясним вам буквально «на пальцах». Итак, приступим.

Основные понятия и определения

Чтобы понимать, с чем имеем дело, разберемся, что означает земельный налог. В Налоговом кодексе РФ этому вопросу посвящена глава 37. Для уплаты земельного налога, в первую очередь необходимо знать его кадастровую стоимость, этот вопрос решается на федеральном уровне, а сам налог устанавливается уже местными властями. То есть территория, на которой расположен участок земли, которым вы владеете и за который необходимо уплачивать земельный налог, принадлежит ближайшему муниципальному образованию (то есть городу). Также кадастровая стоимость по-другому называется налоговой базой, пусть вас не пугают такие слова при обращении в налоговый орган.

Плательщиком земельного налога признается такое лицо, которое владеет участком земли бессрочно, по праву собственности или же по праву наследования. Такие лица обязаны платить налог на землю. Освобождаются от уплаты налога частично или полностью лица владеющие землей по договору аренды или при пользовании землей безвозмездно (срок определенный, конечный). Кроме того, льготники, о которых мы поговорим ниже.

Категории льготников по земельному закону, установленные законодательством РФ

На этот раз нас будет интересовать статья Налогового Кодекса под номером 395. Именно она регламентирует категории граждан, которые могут получить льготу при уплате земельного налога. Перечитывать статью можно долго, а тем более вникать в нее, но большей частью она касается организаций, а не физических лиц. Лишь пункт номер 7 касается физических лиц, но попасть в их категорию весьма проблематично, ведь там упомянуты лишь народы Крайнего Севера, Дальнего востока, а также другие малочисленные народы.

Обратим пристальное внимание на один нюанс, который гласит, что база налога на земельный участок (то есть сумма, с которой и будет исчисляться налог) может быть уменьшена на 10000 рублей. Именно этот аспект имеет прямое отношение к физическим лицам. Наша статья посвящена освещению темы «льготы пенсионерам», поэтому будем искать в списке такую категорию. Итак, граждане, которым положены льготы по уплате земельного налога:

  1. 1. Полные кавалеры ордена славы и Герои РФ и СССР;
  2. 2. Инвалиды, имеющие Ι или ΙΙ группу инвалидности (ΙΙ группа учитывается, если была получена до 01.01.04г.);
  3. 3. Граждане, имеющие свидетельство об инвалидности с детства;
  4. 4. Граждане, здоровье которых пострадало в результате действия радиации на таких объектах как Чернобыльская АЭС, производство «Маяк», Семипалатинск и Теча.
  5. 5. Граждане, здоровье которых пострадало вследствие участия в ядерных испытаниях средств вооружения, а также при ликвидации последствий радиоактивных аварий;
  6. 6. Граждане, получившие диагноз «лучевая болезнь», как следствие участия в ядерных испытания, либо учениях, а также при ликвидации последствий аварий.

Список довольно обширный, но об интересующей нас категории граждан (пенсионерах), увы, ни слова. Но не стоит отчаиваться на данном этапе статьи. Далее мы разберем, как и на каких основаниях, пенсионеры могут получить льготы по уплате земельного налога.

Льготы для пенсионеров при расчете суммы земельного налога

Как было описано выше, прямого указания в НК РФ на льготы для пенсионеров нет. Но это следует лишь из основной части закона. Следует обратить внимание на важный для нас нюанс в пункте 2 статьи 387 НК РФ. Там говорится о том, что местные власти муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, предоставляют льготы на местном законодательном уровне для определенных категорий граждан на свое усмотрение. Поэтому, следует в первую очередь нужно лично обратиться в налоговый орган по вашему месту проживания и потребовать у них полный перечень граждан, которым положены льготы при оплате земельного налога конкретно для вашего региона (города).

Это объясняется довольно просто. Земельный налог имеет местный характер, а следовательно суммы, получаемые налоговой инспекцией после уплаты налога идут прямиком в местный бюджет. А значит ставки сроки и порядок уплаты, в том числе и категории граждан, которым положены льготы, утверждаются местной администрацией.

В итоге получаем, что льготы федерального масштаба для пенсионеров не положены, но на местном уровне очень часто такие льготы устанавливаются местными властями. Отрицательный момент в том, что льгот может не быть вовсе, а например, в соседнем городе они есть. Поэтому еще раз заостряем ваше внимание на необходимости изучения местного законодательства, а именно категорий граждан, которым положены льготы по уплате земельного налога. Если же вам «не повезло» с местом проживания, то придется платить налог в полной мере.

Например, пенсионеры г. Санкт-Петербурга освобождаются от уплаты земельного налога полностью на один земельный участок площадью до 25 соток. Для получения льготы необходимо только предъявить пенсионное удостоверение. Аналогичные льготы имеют и пенсионеры городов Томск, Ростов-на-Дону.

Пенсионерам г. Новосибирска предоставлена льгота по земельному налогу в размере 50 %.

А вот пенсионеры городов Москвы, Красноярская, Уфы от уплаты земельного налога не освобождаются.

Как узнать, положены ли в конкретном субъекте льготы пенсионерам по уплате земельного налога? Для этого необходимо обратиться на сайт Налоговой службы, выбрать регион проживания и в разделе "Имущественные налоги и льготы " посмотреть о наличии льгот по уплате.

Порядок получения льгот и необходимые для этого документы

Перечень граждан, которым положена льгота при уплате земельного налога устанавливается на местном уровне, с этим мы разобрались. Теперь же коснемся вопроса, как и куда обращаться, если льгота вам все-таки положена, чтобы ее получить. Предлагаем вам следующий порядок действий:

  1. 1. Личное обращение в местную администрацию или налоговый орган с целью ознакомления с действующим местным законодательством и перечнем граждан, которым положена льгота при уплате земельного налога. Важно помнить, что закона постоянно меняются или «обрастают» поправками и дополнениями, поэтому, если в текущем году вам не положена льгота, то это не значит, что вас не могут включить в данный перечень, например, в следующем году.
  2. 2. Предположим, что вы имеете право на льготу, значит следующий шаг – это обращение в налоговую инспекцию. С собой захватите следующий комплект документов: пенсионное удостоверение, паспорт гражданина РФ, документы на земельный участок (в том числе документ о праве собственности на него). Помимо этого, вам дадут бланк заявления в специально установленной форме для его заполнения, после чего примут пакет документов к рассмотрению и утверждению (возможно отказу). Важно помнить, что даже если льгота вам положена по закону, то до момента личного обращения она не будет предоставлена.

Также учитывайте и такой момент, как срок подачи документов. На местном уровне сроки устанавливаются местными же органами власти.

Что делать, если вы попадаете под действие льготы, но вам ее не дали?

В случае отрицательного решения по вашему заявлению, то вы можете подать жалобу на действия или бездействие налогового органа, которое повлекло за собой нарушение ваших прав. Для этого необходимо лично или через представителя обратиться в тот же налоговый орган, чьим действием вы недовольны с жалобой, в которой кроме обычных пунктов ФИО, данные паспорта, место проживания и прочее, необходимо указать: суть вашей претензии, обжалуемый вами акт, указать основания для подачи жалобы, а также свои требования. Важно, чтобы жалоба была принята в том же отделении налоговой службы, в котором вам и отказали.

Жалоба будет направлена в порядке подчиненности в вышестоящий орган. Способ подачи жалобы либо через канцелярский отдел налоговой, либо по почте.

Новая редакция Ст. 387 НК РФ

1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Комментарий к Статье 387 НК РФ

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Земельный налог взимается на основании документа о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии - правоустанавливающих документов налогоплательщика на земельный участок. Такие бумаги перечислены в ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Возможна ситуация, когда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки. В этом случае налогоплательщики определяются на основании выданных им государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые обладают равной юридической силой с записями в ЕГРП. Или же на основании актов органов государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством о предоставлении земельных участков, действующим в месте их издания.

При исчислении земельного налога для участков, находящихся на территории сразу нескольких муниципальных образований, налоговая база определяется в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля его кадастровой стоимости пропорциональная доле площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Для такой земли налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования.

Сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.

Заключение о доле площади земельного участка, приходящейся на конкретное муниципальное образование, могут дать территориальные органы Роснедвижимости на основании планово-картографического материала. Органы муниципальных образований по месту своего нахождения обязаны информировать налоговые органы о земельных участках, являющихся объектами налогообложения.

Другой комментарий к Ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации

Полномочия представительных органов муниципальных образований, органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, заключаются в определении.

  • Глава 3.1. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ГРУППА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)
  • Глава 3.2. ОПЕРАТОР НОВОГО МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
  • Глава 3.3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
  • Глава 3.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЛИЦА (введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
  • ГЛАВА 3.5. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ - УЧАСТНИКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОНТРАКТОВ (введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 269-ФЗ)
  • Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 387 НК РФ. Общие положения

    1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

    КонсультантПлюс: примечание.

    2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Пенсионеры имеют льготы по земельному налогу?

    Российские граждане пользуются определёнными участками земли в стране за плату. Предполагается либо аренда земли, либо покупка и оформление её в собственность. Собственники земли уплачивают земельный налог. Этот налог местный, то есть он перечисляется в бюджеты субъектов федерации, а не в федеральный бюджет. Местные бюджеты по большей части формируются из сумм земельного налога. При помощи этих сумм органы местного самоуправления решают социальные и экономические проблемы регионов. По ст 387 НК РФ этот налог устанавливается одновременно кодексом и местными правовыми актами. Чтобы начать применять его на конкретной территории, он должен быть введен в действие местными властями. То есть органы муниципальных образований издают для этого нормативно-правовые акты. А города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вводят земельный налог законами. Плательщики налога - все собственники участков (и граждане, и организации). Также земельный налог платят лица владеющие землей на правах бессрочного пользования или пожизненного наследования. Максимальные размеры налоговых ставок прописаны в НК РФ, но в пределах этих максимальных значений местные власти могут варьировать их размер. Допустимо изменения ставок налога по разным критериям: зависимо от того, к какой категории относится земля; или от места её нахождения. Ст 395 НК РФ оглашает список категорий плательщиков, освобожденных от уплаты земельного налога. Пенсионеров в этом перечне нет. Однако п 2 ст 387 НК РФ наделяет местные власти правом самостоятельно устанавливать в своих региона налоговые льготы. В частности, на местном уровне могут действовать пониженные ставки налога для отдельных категорий граждан. Так что получается, что по п 2 ст 387 НК РФ пенсионерам могут быть предоставлены некоторые льготы в отдельных регионах. Итак, единой льготы по России для пенсионеров нет. Чтобы выяснить имеются ли льготы в каждом конкретном поселении (городе, области) нужно обратиться за справкой в местную администрацию или налоговую службу. Льготы будут не одинаковы, а может случиться, что их не будет вовсе. Например, в Москве для пенсионеров никаких привилегий нет, а вот в Санкт-Петербурге пенсионер, владеющий участком размером меньше 25 соток, может земельный налог не платить. В Самаре есть даже несколько оснований для получения льготы: земельный налог не платят пенсионеры за небольшое место под гараж, за дачу до 6 соток и за землю под домом до 600 кв.метров. А в Сызрани для пожилых людей на участки под жилье и огородничество налог снижен на 50%. Таким образом, пенсионер, желающий узнать имеет ли он право на освобождение от земельного налога или на применение меньшей процентной ставки, должен изучать информацию о льготах в том регионе, где он проживает. Если льгота положена, то потребуется подтвердить своё право на неё. Для этого нужно предоставить в налоговую службу заявление, паспорт, пенсионное удостоверение и бумаги о собственности на землю.

    Могут ли муниципальные власти устанавливать разные ставки земельного налога для предпринимателей и не предпринимателей?

    По п 2 ст 387 НК РФ местные органы власти могут дифференцировать (изменять) ставки по земельному налогу. Главное при этом, чтобы они не превышали пределов, указанных в Налоговом кодексе. Однако в норме прописаны и основания изменения ставок налога. Процент ставки может зависеть от категории земли или от места нахождения участка (это относится к муниципальным образованиям в составе Москвы, в связи с изменениями границ города). Итак, возможность установления разных ставок на местном уровне законодательно предусмотрена, но вместе с этим предусмотрены также и основания их разграничения. И разграничение по виду деятельности в законе не содержится. П 2 ст 387 НК РФ также допускает установление налоговых льгот для отдельных категорий граждан-налогоплательщиков. Подразумеваются социальные категории людей, нуждающихся в защите, - пенсионеры, инвалиды, участники боевых действий и т.п. Предпринимателей, конечно, можно выделить в отдельную категорию. Но закон-то предусматривает льготу. А со стороны властей, в случае разграничения налоговых ставок, наоборот, увеличивается налоговая нагрузка на людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Местные власти руководствуются экономическими соображениями, считая, что раз предприниматели извлекают выгоду, использую землю, то они должны платить налог по большей ставке. Такое разграничение с законом не согласуется и является неправомерным. По видам деятельности налоговые ставки не дифференцируются, а, значит, муниципальные власти не вправе устанавливать разные ставки для предпринимателей и не предпринимателей.

    Уважаемая Римма Исааковна!

    Хочу дополнить коллегу. Земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
    Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ:

    Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
    При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы , основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    По Вашему вопросу, есть разъяснительное Письмо Минфина РФ от 14.01.2011 N 03-05-06-02/5:

    В отношении налогообложения земельных участков отмечаем, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
    На основании ст. 387 гл. 31 «Земельный налог» Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
    Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Кодекса).
    Статьей 395 Кодекса определен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры, в данный перечень не включена .
    Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы , основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
    Таким образом, вопросы, связанные с освобождением пенсионеров от уплаты земельного налога, относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований , на территории которых находятся земельные участки, принадлежащие пенсионерам.

    Таким образом, обратитесь в свое муниципальное образование для дальнейших разъяснений.

    1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

    2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Комментарий к Ст. 387 НК РФ

    В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

    В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации » в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Земельный налог относится к местным налогам.

    В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

    В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

    Так, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74).

    А в г. Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге».

    В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

    Отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ (в ред. Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц») предусматривает, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

    Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями гл. 31 НК РФ особо предусматривается, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ не только в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но и в Севастополе на основании законов указанных субъектов Российской Федерации. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения о расширении сферы действия данной главы НК РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по всему тексту гл. 31 НК РФ.