Государственные дела президента федерального собрания. Полномочия президента федерального собрания и правительства президент

Должностная инструкция президента - Конституция РФ.
Там именно официально.
Но у него ненормированный рабочий день, и он не обязан от 8 до 17 сидеть в Кремле. Точнее, даже не имеет на это времени и возможности.
Если прочтёте, то увидите, что должен делать заявления по международной обстановке, а также влиять на неё; ездить по стране, проверять работу губернаторов и остальных должностных лиц, которых назначает ("определяет основные направления внутренней и внешней политики государства"). Должен знакомиться с мнением граждан и корректировать свою политику в соответствии с этим. Методы выбирает сам, может в ЖЖ, или лично придти, организовать обсуждение с губернаторами, как сегодня - о наркомании и т. д.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Глава 4. Президент Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Статья 85
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Если Вы интересуетесь всерьёз, то прочитайте полностью Глау 4 Конституции, это снимет многие Ваши вопрсы.

Конституция Российской Федерации. Глава 4. Президент Российской Федерации.

Страница 3 из 4

§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различ­ных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полно­мочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исклю­чительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Со­вокупность президентских полномочий сбалансирована с полно­мочиями других органов государственной власти, образуя систе­му сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопуще­ния односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Прези­дента могут быть разбиты на следующие основные группы.

Президент и Федеральное Собрание. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы госу­дарства и парламента, в главном не конкурируют с полномочия­ми представительного органа. Конституция проводит четкое раз­личие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотноше­ний с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Прези­денту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на ос­нове Конституции РФ и федерального закона без участия Госу­дарственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. По­сле выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Ду­мы раньше этого срока.

Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. вне­сения законопроектов в Государственную Думу, он обладает пра­вом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя пала­тами Федерального Собрания при раздельном обсуждении боль­шинством в две трети голосов каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законо­проект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отли­чается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения за­кона нарушение конституционных условий и процедур его при­нятия или одобрения. Конституционный Суд РФ в постановле­нии от 22 апреля 1996 г. подтвердил такое право Президента, ис­ходя из его роли как гаранта Конституции РФ.

Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегод­ными посланиями о положении в стране, об основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями (которые, кстати, в присутствии Президента не обсуждаются) не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с вы­сказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с па­латами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписа­ние) регулируется Положением, утвержденным указом Прези­дента РФ (в редакции от 7 нояюря 2005 г.).

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы прини­мать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не преду­смотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конститу­ции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре ме­сяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президен­том:

1) в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории Российской Федера­ции военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежела­тельное. Этим объясняется, например, тот факт, что возникший в июне 1995 г. кризис, связанный с вынесением недоверия Пра­вительству, завершился взаимными уступками Президента и Ду­мы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное не­задолго до этого недоверие Правительству, а Председатель Пра­вительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.

Конституционно значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента рос­пуска Государственная Дума не полностью прекращает свою ра­боту и депутаты теряют свой статус, а лишь не может принимать законы и осуществлять на заседаниях палаты иные полномочия. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 ноября 1999 г. установил, что «роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момен­та назначения даты новых выборов, осуществления Государст­венной Думой предусмотренных Конституцией Российской Фе­дерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем при­нятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, дру­гими органами государственной власти».

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Фе­дерального Собрания обеспечивается с помощью его полномоч­ных представителей в каждой палате. Они представляют на засе­даниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием от­клонения Президентом принятых палатами законов. При рас­смотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Пра­вительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным пред­ставителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

Президент и Правительство. Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской власти. Президент назна­чает Председателя Правительства РФ с одним только условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент обладает сильным оружием для давления на Думу в этом вопросе: после трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а Председа­теля Правительства назначить самостоятельно. Пока еще неустой­чивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответ­ствующее ей представительство в Думе исключают возможность создания однопартийного правительства большинства. В резуль­тате складывается парадоксальная ситуация, когда в состав Пра­вительства могут входить представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд стремления получить поддержку своих действий в Думе, не связан какими-либо обязательствами перед партиями и вправе действо­вать самостоятельно. Так, он единолично принимает решение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Предсе­дателя Правительства и федеральных министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что не остав­ляет сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан предста­вить Президенту предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений на должности.

Взаимодействие Президента и Правительства регламентирует­ся Указом от 26 ноября 2001 г., в котором названы постановле­ния и распоряжения Правительства, требующие обязательного предварительного согласования с Администрацией Президен­та РФ.

К отмеченным полномочиям Президента примыкает его пра­во решающего влияния на назначение Председателя Центрально­го банка РФ, хотя этот орган в структуру исполнительной власти не входит, занимая автономное положение. Президент единолич­но определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит во­прос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального банка РФ, а затем сно­ва предложить эту кандидатуру Думе. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Пре­зидента.

Отношения с субъектами РФ. Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ достаточно скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституци­онных полномочий важное значение имеют назначение и осво­бождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномоч­ных представителей в федеральных округах (см. гл. 19 учебника). Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федера­ции». Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как орга­низованное неповиновение властям, мятежи, односторонне про­возглашенный выход из состава Федерации или создание неза­конных вооруженных формирований, как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполнения правовых ак­тов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных дейст­вий по восстановлению полномочий федеральной государствен­ной власти.

Важное значение имеет право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ 1 и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Президент представляет законодательному собранию субъекта РФ кандидатуру на долж­ность высшего должностного лица, он вправе отрешать от долж­ности это лицо, в определенных случаях распускать законода­тельное собрание субъекта РФ (см. гл. 26 учебника). Он также обладает правом отрешения от должности глав муниципальных образований и роспуска органа местного самоуправления (см. гл. 27 учебника).

Президент и судебная власть. Всоответствии с принципами раз­деления властей и независимости судов Президент не вправе вме­шиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Со­ветом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших су­дебных органов Российской Федерации. Президент также назна­чает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президен­та выдвинуть ту или иную кандидатуру.

С этими полномочиями тесно связано и право Президента вли­ять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об ос­вобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанно­сти Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклоне­ния Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президен­том на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Кон­ституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов. Конституционный Суд РФ в поста­новлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент обязан издать акт о временном отстранении Генерального проку­рора от должности на время расследования дела.

Военные полномочия. Ввоенной области полномочия Прези­дента достаточно широки. Он является Верховным Главнокоман­дующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную док­трину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (ус­тановок), определяющих военно-политические, военно-стратеги­ческие и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России. Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. утверждена Военная доктрина Российской Федерации.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Пре­зиденту отдавать любые приказы Министерству обороны, ми­нистр обороны работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя ко­мандование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам и ве­домствам, входят: пограничные войска, внутренние войска, же­лезнодорожные войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная служба предусмотрена также в таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная служба охраны.

Организация воинских формирований в Российской Федера­ции строится на четком принципе, согласно которому эти фор­мирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать собственные воинские формирования.

В случае агрессии против России или ее непосредственной уг­розы Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Но объявить состояние войны Президент не вправе.

Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного поло­жения определяется федеральным конституционным законом. Конституцией РФ также предусмотрено, что указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения Советом Федерации.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых федеральных законах. Так, Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддер­жанию или восстановлению международного мира и безопасно­сти» установлено, что решение о направлении за пределы терри­тории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворче­ской деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, поря­док замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воин­ских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом при­нимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзы­ве указанных формирований принимается Президентом РФ са­мостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Феде­рации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспече­нию военного и гражданского персонала для участия в миротвор­ческой деятельности, он определяет порядок формирования, со­став и численность воинского контингента.

В Федеральном законе «Об обороне» (в редакции от 6 июля 2006 г.) закреплен ряд других военных полномочий Президен­та РФ: определение основных направлений военной полити­ки РФ, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного вре­мени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение концепции и планов строитель­ства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ воору­жения и развития оборонного промышленного комплекса, утвер­ждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, изда­ние указов о призыве на военную службу и т. д. Федеральным за­коном «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Рос­сийской Федерации» (в редакции от 25 октября 2006 г.) на Пре­зидента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собра­ния. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военно­го положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выде­ление собственных полномочий Правительства РФ в этой облас­ти, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концен­трацию в его руках в столь важной области.

Полномочия в сфере внешней политики. Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руково­дство внешней политикой РФ. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает рати­фикационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзыв­ные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических предста­вителей.

Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатиче­ских представителей РФ в иностранных государствах и междуна­родных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Чрезвычайное положение - особый порядок управления в экстремальных условиях, неизбежно влекущий определенные временные ограничения прав и свобод граждан. Именно поэто­му полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешива­ются контрольным полномочием Совета Федерации. От Прези­дента законом требуется указать основания решения о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др.

Гражданство и награды. Кчислу полномочий Президента от­носится решение вопросов гражданства и предоставления поли­тического убежища. Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют свое гражданство, но поскольку оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в свое гражданство.

Президент РФ награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

Помилование. Президент РФ осуществляет помилование осу­жденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государст­венной Думе.

Конституционный Суд РФ в определении от 11 января 2002 г. указал: Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании или смягчении наказания, однако это право не предполагает удовлетворения любой просьбы о помиловании, т. е. не означает, что осужденный должен быть помилован в обязательном порядке. Осуществление помилования является исключительным полномочием Президента РФ как главы государства, которое закреп­лено непосредственно в Конституции РФ. Помилование как акт ми­лосердия в силу самой своей природы не может приводить к последствиям, более тяжким для осужденного, чем закрепленные в уголов­ном законе.

Комиссии по рассмотрению просьб о помиловании созданы при главах администраций во всех субъектах РФ. Однако их ра­бота носит только подготовительный характер для последующего решения Президентом РФ.

Акты Президента РФ. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Кон­ституции РФ являются указы и распоряжения.

Указ - это правовой акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, орга­низаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и пра­воприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение - это акт индивидуального организационного ха­рактера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уве­домления или согласия Федерального Собрания или Правитель­ства. Они обязательны для исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ не называются в Кон­ституции подзаконными актами. Но они таковыми являются, ибо не должны противоречить как Конституции РФ, так и феде­ральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ).

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательно­му официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государст­венную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней по­сле их подписания. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опуб­ликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Такой порядок установлен Указом Президента РФ (в редакции от 28 июня 2005 г.). Указы, распоряжения и законы подписыва­ются собственноручно Президентом; факсимильная печать ис­пользуется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению главы государства (она хранится у заведующего Канцелярией Президента).

Государственный совет Российской Федерации. Указом Прези­дента РФ (в редакции от 28 июня 2005 г.) образован Государст­венный совет Российской Федерации.

Государственный совет является совещательным органом, со­действующим реализации полномочий главы государства по во­просам обеспечения согласованного функционирования и взаи­модействия органов государственной власти.

Основными задачами Государственного совета являются: об­суждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъ­ектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предло­жений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся ис­полнения (соблюдения) федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектов РФ, ор­ганами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, поста­новлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соот­ветствующих предложений Президенту РФ; содействие Прези­денту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов РФ, а также между органами государственной власти субъ­ектов РФ; рассмотрение по предложению Президента РФ проек­тов федеральных законов и указов Президента, имеющих обще­государственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Прави­тельства РФ о ходе исполнения федерального бюджета; обсужде­ние основных вопросов кадровой политики в Российской Феде­рации и др.

Председателем Государственного совета является Прези­дент РФ. Членами Государственного совета являются по должно­сти высшие должностные лица (руководители высших исполни­тельных органов государственной власти) субъектов РФ.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе семи членов совета. Персо­нальный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.

Заседания Государственного Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета. Решения Государственного совета принимаются на его заседании путем обсуждения. По ре­шению председателя голосование может проводиться по любому вопросу повестки дня. Председатель Государственного совета вправе также устанавливать порядок принятия решений по во­просам, имеющим особое государственное значение, путем дос­тижения консенсуса. Решения Государственного совета оформля­ются протоколом, который подписывает секретарь Государствен­ного совета. При необходимости решения оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ. В случае вы­работки решения о необходимости принятия федерального кон­ституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конститу­ционного закона или федерального закона, проект соответствую­щего акта вносится в Государственную Думу в порядке законода­тельной инициативы Президента РФ.

Конституция РФ о полномочиях Президента, Федерального Собрания, Правительства и их взаимоотношениях

Высшие органы государственной власти в Российской Федерации

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.(Конституция Российской Федерации Ст.3)

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. (Конституция Российской Федерации Ст.10)

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации). (Конституция Российской Федерации Ст.11)

1. Является главой государства.

2. Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

3. Определяет основные направления внутренней политики и внешнеполитический курс страны.

4. Принимает необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности.

5. Обеспечивает слаженное функционирование и взаимодействие органов государственной власти РФ.

6. Представляет интересы Российской Федерации на внешнеполитической арене. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Государственную власть в Российской Федерации на уровне законодательной власти осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать представительство населения страны в целом с представительством субъектов Федерации.

Совет Федерации (верхняя палата) осуществляет в числе прочих следующие полномочия.

1. Назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности.

2. Утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

3. Утверждение изменения территориальных границ субъектов Федерации.

4. Назначение на должность судей, Генерального прокурора и освобождение от данных должностей.

5. Вопросы возможного использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

Государственная Дума (нижняя палата) ведает следующими вопросами.

1. Решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

2. Дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ.

3. Назначает на должность и освобождает от нее Председателя Центрального банка РФ.

4. Объявляет амнистию.

5. Выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности.

1. Утвердить прилагаемое Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Установить, что:

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации координирует в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и представителей Правительства Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации координирует в пределах своей компетенции деятельность самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. N 351 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в палатах Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст. 1034);

подпункт "а" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 162 "О мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 827);

подпункт "б" пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 30 января 1999 г. N 163 "О дополнительных мерах по совершенствованию структуры Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст. 652);

подпункт "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. N 1606 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации в связи с формированием Администрации Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 36, ст. 3636).

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В. Путин

Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

1. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе) представляют интересы Президента Российской Федерации и способствуют реализации его конституционных полномочий соответственно в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации, Государственная Дума).

2. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе участвуют в заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации без специального решения Президента Российской Федерации.

4. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе осуществляют следующие функции:

а) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации представляет:

позицию Президента Российской Федерации по рассматриваемым Советом Федерации федеральным конституционным законам, одобренным Государственной Думой, и федеральным законам, принятым Государственной Думой;

указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, внесенные на утверждение Совета Федерации в соответствии с пунктами "б" и "в" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;

кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Совета Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

б) полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе представляет:

законопроекты, внесенные Президентом Российской Федерации, на заседаниях Государственной Думы;

позицию Президента Российской Федерации по законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой;

обоснования отклонения Президентом Российской Федерации принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов;

кандидатуры для назначения на должности, внесенные на рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;

предложение Президента Российской Федерации об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

5. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе представляют на заседаниях комитетов или комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации:

кандидатуры для назначения на должности, указанные в пункте "м" статьи 83 Конституции Российской Федерации;

предложения Президента Российской Федерации об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации.

6. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе представляют позицию Президента Российской Федерации на заседаниях согласительных комиссий, созданных палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

7. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе при осуществлении своих функций имеют право:

согласовывать законопроекты, вносимые Президентом Российской Федерации в Государственную Думу;

участвовать в подготовке предложений Президенту Российской Федерации о подписании или отклонении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов;

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые заключения, материалы и информацию от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.