Признание права собственности на линейный объект. О признании права собственности на линейное сооружение — влэп

Понятие линейного объекта содержится в Градостроительном кодексе РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, в Федеральном законе от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под линейными объектами следует понимать линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно п.6 ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» к линейным объектам относятся дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы, иные трубопроводы,железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство прямо не называет линейные объекты объектами недвижимого имущества, в связи с чем в практике встречаются различные суждения по указанному вопросу, в частности, имеются судебные акты, когда судом линейные объекты - линии электропередач не признаются в качестве объектов недвижимого имущества.

Однако представляется, что вопрос отнесения линейных объектов к объектам недвижимого имущества не должен вызывать сомнений. Исходя из общего понятия недвижимого имущества, содержащегося в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, следует, что основными критериями отнесения объекта к недвижимому имуществу являются: прочная связь с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Линейные объекты, исходя из составляющих их элементов, соответствуют указанным критериям.

В настоящее время обращения владельцев линейных объектов за государственной регистрацией права собственности стали распространенным явлением.

Обозначились и проблемы, связанные с невозможностью осуществления регистрации права собственности в связи с отсутствием всех необходимых документов.

В связи с отнесением линейных объектов к недвижимому имуществу регистрирующие органы указывают на то, что оформление права собственности на такие объекты требует соблюдения тех же норм, что и при оформлении любого объекта недвижимого имущества.

В связи с чем в целях исключения признания построенных объектов самовольной постройкой требуют предоставления документов, подтверждающих отвод земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с нормами земельного законодательства, а также - разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (или акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта), полученные в соответствии с нормами законодательства о градостроительной деятельности.

При этом нельзя не отметить, что вопрос о необходимости получения и предоставления на государственную регистрацию права собственности на вновь созданные линейные объекты документов об отводе земельного участка для их строительства остается до настоящего времени дискуссионным вопросом среди территориальных органов Управления Федеральной регистрационной службы.

Позиция регистрирующих органов, требующих предоставления таких документов, понятна, поскольку она исходит из того, что действующим законодательством не установлено каких-либо исключений для линейных объектов, равно как и особого порядка землепользования при осуществлении строительства и ввода в эксплуатацию построенных линейных объектов.

Однако, как это часто имело место на практике, не всегда такие документы оформлялись собственниками линейных объектов. Это объясняется, в том числе, и значительной протяженностью линейных объектов и прохождению их по большому количеству земельных участков, имеющихразличных собственников и различный правовой режим.

Иногда для строительства линейного объекта получались такие документы, как разрешение на вскрытие земляной поверхности, разрешение на разрытие и др., что не соответствует положениям о предоставлении земельных участков для строительства согласно норм земельного законодательства и представляет в настоящее время сложности при оформлении права собственности на построенные линейные объекты.

Также остается весьма актуальным и в настоящее время однозначно законодательно не разрешенным вопрос оформления землепользования под уже построенными и находящимися в эксплуатации линейными объектами.

Как известно, Земельный кодекс РФ предоставляет исключительное право собственникам зданий, строений, сооружений на приобретение земельных участков под указанными объектами в собственность или в аренду.

ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» также предусматривает, что юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность

Однако значительная протяженность линейных объектов, принадлежность земельных участков, необходимых для размещения и эксплуатации объектов, различным собственникам и владельцам, невозможность использования таких участков для иных целей, ставит вопрос о целесообразности выкупа таких земельных участков или оформления права аренды на них.

Представляется, что приобретение права аренды или права собственности собственникам линейных объектов целесообразно осуществлять на отдельные участки, на которых расположены, например, опоры для линий электропередач, выходы на поверхность для подземных газопроводов и т.д.

Объединение таких небольших по площади участков (обособленных участков) ранее называлось единым землепользованием. В настоящее время такие участки именуют многоконтурным земельным участком. При этом все контуры границ многоконтурного земельного участка должны располагатьсяна территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом допускается нахождение участка в разных кадастровых кварталах).

Образованные таким образом многоконтурные земельные участки под указанными составляющими линейных объектов можно приобретать в собственность или оформлять в аренду.

По всей же трассе линейного объекта устанавливаются охранные зоны, в пределах охранных зон - особые условия использования земельных участков, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

Порядок установления, размеры охранных зон, иные вопросы определяются различными нормативными актами, регулирующими отдельные виды линейных объектов (например, Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей").

При этомв связи с тем, что в указанной ситуации имеет место частичное ограничение прав собственников земельных участков в их использовании, представляется, что право землепользования собственникам линейного объектанадлежит оформлять с использованием сервитута (права ограниченного пользования земельным участком).

Так, в п. 28 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" говорится, что для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.

А в п.16 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» указывается, что доступ к объектам электросетевого хозяйства для их эксплуатации и плановых (регламентных) работ осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, то есть соглашениемо сервитуте, а публичный сервитут - законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Следует отметить, однако, что на сегодняшний день сервитуты не находят должного применения в указанной сфере, и одной из причин, сдерживающих процесс оформления сервитутов, является то, что установление частных сервитутов предполагает заключение соответствующих договоров с конкретными лицами, а поскольку линейные объекты имеют очень большие протяженности и зачастую проходят по землям множества собственников земельных участков, то вопрос по установлению сервитутов может занять довольно длительный промежуток времени, при этом с кем-то из собственников, возможно, не удастся прийти к соглашению, что потребует разрешения вопроса в судебном порядке. Кроме того, отсутствие зарегистрированного права собственности на земельные участки, на которые предполагается установление сервитута, также сдерживает процесс оформления сервитутов.

В целом необходимо отметить отсутствие специального регулирования вопросов применения сервитутов в сфере оформления отношений землепользования под линейными объектами.

Старший юрист ЗАО «Сибирская юридическая компания»

Тимошенко Инна Анатольевна


Разновидности договорных отношений, заключаемых владельцами инженерных сетей: купля-продажа, подряд, сервитутное соглашение. 10. Землепользование земельными участками в период эксплуатации линейных объектов и инженерных сетей. Установление арендных отношений с владельцами земельных участков, порядок определения права за сервитут и порядок заключения соглашения о сервитуте и т.п. Особенности оформления соглашений краткосрочных (до 3-х лет) сервитутов. Особенности землепользования объектов ЛЭП. 11. Вопросы взаимодействия строительных и ресурсоснабжающих организаций. Порядок заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. Особенности взаимосвязи договоров энергоснабжения и вещных прав на инженерные сети. Передача наружных сетей на баланс специализированным энергоснабжающим организациям. Особенности технологического присоединения электроустановок.

Новое в правовом регулировании размещения линейных объектов (корякин в.и.)

Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.

Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете. Часто задаваемые вопросы Можно ли поставить на учет землю без межевания? В 2018 г.


такая практика существовала: в

ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ. В 2018 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись. С 2018 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.

Упрощенный порядок регистрации недвижимости 2017

Влияние схем территориального планирования, генеральных планов, правил землепользования и застройки и их отсутствия на предоставление земельных участков и оформление строительства. 4. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с 01.01.2017 г. Объединение и новые правила кадастрового учёта и регистрации недвижимости, изменения в оформлении землепользования.

Инфо

Соотношение с прежним кадастрово-регистрационным законодательством и учётом-регистрацией недвижимости. Переходный период до 2018-2020 года. Государственная регистрация прав на линейные объекты, оформление прав владения, пользования и распоряжения инженерными сетями и коммуникациями по новому законодательству.


Определение границ земельного участка, необходимого для обслуживания инженерных сетей.

Маленькие хитрости обладателей больших линейных объектов

Постановка на кадастровый учет без госрегистрации предусмотрена для случаев оформления смены собственника или подтверждении уже имеющихся прав, изменении ключевых свойств объекта. Заявление на внесение сведений об активе в ЕГРН со сканированными документами разрешается подать на рассмотрение в:

  • Росреестр;
  • Кадастровую палату.

Перечисленные способы предполагают личное участие заявителя.
Удаленные способы оформления заявки на регистрацию актива представлены почтовым отправлением и электронными сервисами на сайтах Госуслуг и Росреестра. Для личного визита с пакетом документов с 2018 года можно обратиться в любое отделение Росреестра без привязки к месту нахождения имущественного объекта.


Ранее соответствие точки, в которой построен объект, границам кадастровой карты было одним из ключевых.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2018 году

Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму. На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней. Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.
Как составить и куда направить иск? Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:

  • с чем обращался гражданин в кадастровую палату (фактические обстоятельства дела);
  • когда и почему был получен отказ (мотивировка Росреестра);
  • почему решение госрегистратора незаконно;
  • просьба отменить решение Росреестра, поставить на КУ.

К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Регистрация недвижимости с 1 января 2018 года

  • участки земли;
  • отдельные помещения;
  • подземные строения.

Зачем нужен кадастровый номер? Итогом процедуры регистрации недвижимого имущества в государственной базе данных становится присвоение активу идентификационного номера и выдача владельцу выписки из реестра. Без фиксации прав на владение конкретной недвижимостью в Росреестре возможности распоряжаться собственностью будут ограниченными:

  1. Невозможно вступить в права наследования.
  2. Нельзя переоформить права собственности.
  3. Запрещено проводить перепланировки внутри зданий и сооружений (согласовать разрешение до момента постановки имущества на государственный кадастровый учет не получится).

Выписка из реестра может понадобиться в ходе судебного разбирательства имущественного характера и при необходимости приведения доказательств владения конкретным объектом.

Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости?

Закона № 218-ФЗ:

  • документация, подтверждающая факт наличия прав на конкретный объект у физического или юридического лица (договоры, акты, изданные органами власти, свидетельство о приватизации, о праве на наследство, судебные решения);
  • план размежевания;
  • копии справок и других бланков, фиксирующих принадлежность регистрируемого участка к определенной группе земель;
  • технический план для зданий и помещений в них, который берется в БТИ.

К этому набору документов прикладывается паспорт с заявлением. Этап 2 Услуга присвоения кадастрового номера недвижимости по законодательству бесплатна.
Платить придется за факт регистрации прав госпошлину (пп.22 ст. 333.33 НК РФ):

  • для физических лиц ее размер установлен на уровне 2 тыс. рублей;
  • для юридических лиц сумма пошлины указана в пределах 22 тыс.

Для государства важность мероприятий по кадастровой идентификации обусловлена привязкой сведений из созданных регистраторами баз данных недвижимости к расчету имущественных налогов. Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости инициируется:

  • собственниками;
  • арендатором;
  • лицами, пользующимися активом на бессрочной основе;
  • наследниками;
  • третьими лицами.

В последнем случае понадобится нотариально заверенная и актуальная по срокам доверенность.

Разрешается обойтись без регистрации объекта в кадастровой базе государства, если речь идет об участках, используемых службой безопасности РФ, объектах в природоохранных или заповедных зонах, землях лесного фонда. Особенности учета проявляются в обязательном наличии первичных документов технического назначения на объект недвижимости.

Регистрация линейных объектов недвижимости с 2018 года

Внимание

Он предполагает определение аттестованными специалистами координат участка и нанесение на картах его границ. Преимущество – точность измерения, устранение возможных причин конфликтов с владельцами смежных земельных наделов, упрощается процедура раздела участка между собственниками.

Особенности оформления кадастровых паспортов домов и квартир Какие документы нужны для постановки дома на кадастровый учет – набор документации обязательно должен содержать акты, договоры, свидетельства, справки, подтверждающие право на пользование землей. Чтобы избежать трудностей при оформлении кадастрового паспорта на домовладение, необходимо заранее позаботиться о получении права собственности на землю и провести межевание участка.

В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.

Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости. Квартиры, комнаты и жилые помещения Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью.
Необходим технический план. Дачные (садовые) домики и строения (летние кухни, бани, сараи) Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом». Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.

Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.

Образование и постановка земельных участков на государственный кадастровый учет для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, объектов инженерной инфраструктуры с 2017 г. 5. Оформление прав на земельные участки под строительство линейных объектов и сетевых инженерных инфраструктур: комментарии к спорным ситуациям, судебная практика.

Установление градостроительных обременений для размещения линейных объектов. Оформление прав на земельные участки под существующими линейными объектами: вопросы согласования с владельцами территорий.

Оформление земельных отношений при пересечениях линейных объектов, размещение разных линейных объектов на одном земельном участке или в охранных зонах линейных объектов. Возможности оформления права собственности на существующие линейные объекты.

6. Порядок оформления охранных и санитарно-защитных зон линейных объектов.

Порядок регистрации линейных объектов регулирует закон о государственной регистрации объектов недвижимости № 218-ФЗ, который определяет процедуру для всех сооружений, но регистрация линейных объектов имеет свои особенности.

Рассмотрим, что необходимо сделать лицу, которое намеревается зарегистрировать право на линейный объект недвижимости.

Закон не дает определения, что такое линейный объект, но относит к таковым сооружения, которые имеют большую протяженность в длину (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ):

  • линии электропередачи,
  • линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения),
  • трубопроводы,
  • автомобильные дороги,
  • железнодорожные линии,
  • газопроводы
  • и другие подобные сооружения.

Читайте в Системе Юрист: В 2018 году ввели новое условие, чтобы сдать в эксплуатацию линейный объект

Какие документы нужны для регистрации прав на линейный объект

Чтобы начать строительство, нужно получить разрешение на строительство линейного объекта (ст. 51 ГрК РФ). Позже этот документ станет основанием для ввода в эксплуатацию и регистрации прав на линейный объект. Такое правило действует для всех объектов недвижимости .

Разрешение на ввод в эксплуатацию линейного объекта вместе с правоустанавливающими документами представьте в регистрирующий орган (ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ).

Перечень документов, которые прикладываются к заявлению о государственной регистрации, включает документы, удостоверяющие личность и полномочия заявителя, а также право на земельный участок (п. 16 Приложения 2 к Регламенту, утв. Приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 № 789).

Право на земельный участок подтверждать не нужно, если заявитель регистрирует права на подземный линейный объект (например, газопровод). Минэкономразвития разъяснило, что владелец сооружения, которое проходит под участком, вправе не предъявлять документы на такую землю (письмо Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23и, Письмо Росреестра от 17.03.2016 № 14-ИСХ/03410-ГЕ/16). Подтвердите характер объекта с помощью проектной документации, заключений органов, которые полномочны выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию (абз. 11 письма Минэкономразвития России от 04.03.2016 № 6013-ПК/Д23).

Отказ в регистрации линейного объекта можно оспорить в суде

Если регистрирующий орган отказался регистрировать право на линейный объект, заявитель может зарегистрировать право на объект в судебном порядке. Суд удовлетворит иск, если владелец докажет ряд обстоятельств:

  • принадлежность ему земельного участка ;
  • наличие разрешения и согласования;
  • соответствие объекта градостроительным и других нормативам;
  • осуществление лицом, создавшим самовольную постройку, мер к ее легализации (попытки получить разрешение на строительство и/или акт ввода объекта в эксплуатацию);
  • соблюдение прав и законных интересов других лиц, отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан и др. (постановление АС Волго-Вятского округа от 18.11.2016 № Ф01-4281/2016 по делу № А82-16409/2015).

Направьте заявление в районный суд по месту нахождения спорного объекта. Размер госпошлины рассчитайте от стоимости постройки (подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ).

Что делать, если нет разрешения на строительство линейного объекта

Получить задним числом разрешение на строительство уже построенного линейного объекта, скорее всего, не получится. Суды отказывает владельцам линейных объектов, у которых нет разрешения на строительство и они пытаются зарегистрировать право на самострой через суд. По мнению суда заявитель действует в обход закона (определение ВАС РФ от 25.09.2013 № ВАС-12892/13).

Пример из практики. Компания обратилась в суд и потребовала признать незаконным отказ местной администрации в выдаче разрешения на строительство линейного объекта. Суд установил, что на момент обращения, общество успело возвести объект. Администрация вправе отказать, если заявитель требует разрешение на строительство уже созданного объекта. Действия компании неправомерны, поскольку строительство и реконструкция объектов производятся на основании разрешения на строительство (ст. 51 ГрК, ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ». Заявитель пытался узаконить самовольную постройку (постановления Шестнадцатого ААС от 23.04.2013 № А20-4579/2012, ФАС СКО от 19.08.2013 № ).

Квалифицируйте сооружение как вспомогательный объект недвижимости

Если нет разрешения на строительство, попробуйте оформить строение другим способом. Соберите документы и докажите вспомогательный характер объекта. В этом случае разрешение на строительство не потребуется (ч. 17 ст. 51 ГрК РФ).

Попросите кадастрового инженера составить технический план (ч. 10 ст. 40 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Обратите внимание, что такой способ подходит не для всех категорий линейных объектов. Например, газопровод, как правило, не относят к объектам вспомогательного назначения.

Так, общество обратилось в Управление Росреестра (далее – Управление) с заявлениями о государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию с электрическими сетями и газопровод среднего и низкого давления.

Управление отказало в государственной регистрации права, поскольку заявитель не предоставил разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Общество не согласилось с ответом и обратилось в суд. Последний указал, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае возведения на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования ()

Из проектной документации на реконструкцию объекта усматривается, что сети газопровода низкого и среднего давления входят в состав газовой котельной, которая является самостоятельным объектом недвижимости как котельная с сетями газопровода. Государственная экспертиза проектной документации системы газоснабжения проводится в составе проектной документации объекта капитального строительства. Суд сделал вывод, что Управление правомерно отказалось регистрировать право собственности на такой линейный объект как газопровод (постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2012 по делу № А68-10863/11).

О признании права собственности на линейное сооружение - ВЛЭП

По делу № 2-126/12

Принято Кстовским городским судом (Нижегородская область)

  1. Кстовский городской суд Нижегородской области в составе:
  2. председательствующего судьи - Кондратьева И.Ю., с участием представителя истца Сюбаева В.Ф. по доверенности от (дата обезличена) Сергеева Ю.А., при секретаре судебного заседания Морозовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сюбаева В. Ф. к Администрации Кстовского муниципального району, Пьянову А. В. о признании права собственности на сооружение,
  3. Установил:

  4. Сюбаев В.Ф. обратился в Кстовский городской суд с иском к Администрации Кстовского муниципального района, Пьянову А.В., в котором просит признать за ним право собственности на линейное сооружение - высоковольтную линию электропередачи (данные обезличены), с кадастровым номером (номер обезличен), расположенную по адресу: (адрес обезличен). В обоснование заявленного требования истец указал, что в (дата обезличена) году на земельном участке, предоставленном по договору аренды, по адресу: (адрес обезличен) им был построен одноэтажный торговый павильон, общей площадью 83,3 кв.м. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за Сюбаевым В.Ф. в установленном порядке, о чем имеется свидетельство. (дата обезличена) истцом были получены технические условия на проектирование электроснабжения кафе. С соблюдением необходимых согласований осуществлено строительство воздушной линии электропередачи с КТП, протяженностью 66 метров (данные обезличены). Впоследствии сооружение было допущено к эксплуатации и начато ее использование. Объект поставлен на кадастровый учет с присвоением номера (номер обезличен). (дата обезличена) место расположения спорного сооружения было согласовано с Новоликеевской сельской администрацией. В настоящее время собственником земельного участка, на котором расположена часть принадлежащего истцу сооружения, является Пьянов А.В. Указанное обстоятельство лишает истца возможности зарегистрировать право собственности на спорное сооружение в установленном законом порядке, в связи с чем Сюбаев В.Ф. обратился с иском в суд.
  5. Представитель истца Сюбаева В.Ф., действующий по доверенности, в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
  6. Ответчики - Администрация Кстовского муниципального района, Пьянов А.В., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин неявки не сообщили, об отложении не ходатайствовали. Пьянов А.В. направил в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что спора по иску между ними не имеется.
  7. Третье лицо - Управление Росреестра по Нижегородской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, уважительных причин неявки не сообщило, об отложении не ходатайствовало.
  8. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела по иску Сюбаева В.Ф. в отсутствие неявившихся лиц.
  9. Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные Сюбаевым В.Ф. исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
  10. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем признания права, в том числе права собственности на объекты недвижимости.
  11. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  12. Статья 213 ГК РФ устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
  13. В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную и созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
  14. Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
  15. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
  16. Судом установлено, что по Сюбаев В.Ф. является собственником торгового павильона, расположенного по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
  17. В целях электроснабжения указанного объекта истцом возведена высоковольтная линия с КТП (номер обезличен), которая введена в эксплуатацию. Истцом с ОАО «А.» разграничены балансовая принадлежность электрических сетей и эксплуатационная ответственность сторон.
  18. (дата обезличена) КО НФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» был выдан технический паспорт на сооружение, согласно которому высоковольтная линия с КТП (номер обезличен) расположена по адресу: (адрес обезличен), протяженностью 66 м., год ввода в эксплуатацию (дата обезличена).
  19. Спорный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера (номер обезличен).
  20. Из материалов дела усматривается, что спорный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером (номер обезличен), принадлежащем на праве собственности Пьянову А.В. (дата обезличена) собственником принято Решение о разделе указанного земельного участка на два. (дата обезличена) выделенный земельный участок под линией электропередач с КТП продан Сюбаеву В.Ф. по договору купли-продажи, (дата обезличена) документы о переходе права собственности сданы на государственную регистрацию.
  21. При указанных обстоятельствах, учитывая, что спорный объект недвижимости не имеет признаков самовольной постройки, в настоящее время расположен на земельном участке, приобретенном истцом в собственность по возмездному договору, споров между сторонами по данному сооружению не имеется, суд не находит оснований для отказа Сюбаеву В.Ф. в иске и считает необходимым его исковые требования удовлетворить.
  22. На основании изложенного выше, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
  23. Решил:

  24. Исковые требования Сюбаева В. Ф. к Администрации Кстовского муниципального району, Пьянову А. В. о признании права собственности на сооружение удовлетворить.
  25. Признать за Сюбаевым В. Ф., (данные обезличены), право собственности на сооружение - высоковольтную линию с КТП (номер обезличен), кадастровый номер (номер обезличен), протяженностью 66 м., назначение - электроснабжение, расположенную по адресу: (адрес обезличен).
  26. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кстовский городской суд.
  27. Судья
  28. Кстовского городского суда Кондратьев И.Ю.