Права и обязанности редакции. Учредитель сми Кто может быть учредителем СМИ

И организаций, общественных объединений , их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну . Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения, с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права , издательские права, иные права на интеллектуальную собственность .

Редакция не обязана отвечать на письма граждан.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда СМИ, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

Если в качестве издателя выступают несколько физических и (или) юридических лиц (издатели), то они заключают договор, в котором определяются права и обязанности каждого из них в отношениях, связанных с изданием средства массовой информации, в том числе, касающихся порядка и доли финансирования данного средства массовой информации.
Передача прав и обязанностей издателя третьим лицам осуществляется в порядке, предусмотренном договором и учредительными документами.
Издатель, зарегистрировавший средство массовой информации, осуществляет его издание самостоятельно, либо создает для этих целей редакцию с образованием или без образования юридического лица.
Издатель, осуществляющий издание самостоятельно, выступает в качестве редакции и в этом случае несет всю полноту ответственности за содержание средства массовой информации.
Издатель, создающий редакцию без образования юридического лица, утверждает положение о редакции средства массовой информации в соответствии со статьей 22 настоящего Закона и несет всю полноту ответственности за содержание средства массовой информации.
Издатель, создающий редакцию в качестве юридического лица утверждает устав редакции СМИ и (или) заключает договор с редакцией СМИ.
В случае создания издателем редакции в качестве юридического лица редакция несет ответственность за содержание средства массовой информации.
Издатель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление издателя). Максимальный объем заявления издателя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с издателем. По претензиям и искам, связанным с заявлением издателя, ответственность несет издатель. Если принадлежность указанного сообщения или материала издателю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
Издатель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между издателем и редакцией (главным редактором).
Издатель может заключить договор о подготовке и (или) выпуске зарегистрированного им средства массовой информации с действующей редакцией, являющейся юридическим лицом, либо физическим лицом. Ответственность за содержание средства массовой информации, взаимные права и обязанности сторон определяются договором.
Издатель заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором) в соответствии со статьей 22 настоящего Закона.
Издатель является собственником средства массовой информации, то есть собственником средств его индивидуализации (название, логотип, фирменный знак и т.п.), и продукции данного средства массовой информации.
Статью 19. Редакция
Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
Редакцией руководит главный редактор, кандидатуру которого предлагают журналисты. Главный редактор осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между издателем и редакцией. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с издателем, распространителем, гражданами, организациями, органами государственной власти, а также в суде. Главный редактор несет ответственность за содержание средства массовой информации. При этом издателем и редакцией должны быть определены тематика и основные требования к содержанию средства массовой информации.
Редакция является собственником продукции данного средства массовой информации на стадии ее выпуска в свет (готовый номер периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, передаваемый для тиражирования или трансляции).
Если редакция является юридическим лицом и регистрирует средство массовой информации, она является издателем.".
15. В статье 20:
часть первую после слов "массовой информации" дополнить словами "образуемой в качестве юридического лица";
часть первую после слова "учредитель" дополнить словом "редакции";
в подпункте первом части второй слово "учредителя" заменить словом "издателя";
исключить подпункт четвертый части второй;
изложить подпункт пятый части второй в следующей редакции:
"порядок ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;";
исключить из статьи части третью, четвертую, пятую.
16. Исключить статью 21.
17. Статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Договор между издателем и редакцией
В договоре между издателем (издателями) и редакцией средства массовой информации, в частности, определяются:
взаимные права, обязанности, ответственность, основные требования к содержанию средства массовой информации, производственные, имущественные и финансовые отношения между ними;
образование фондов и возмещение убытков;
обязательства издателя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции;
ответственность сторон по выпуску средства массовой информации;
основания и порядок приостановления или прекращения деятельности средства массовой информации;
передача и (или) сохранения права на название, иные юридические последствия смены издателя, изменения состава издателей, прекращения деятельности средства массовой информации;
процедура разрешения споров между ними.
18. В части второй статьи 23 слово "учреждаемые" заменить словом "создаваемые".
19. В подпункте втором части первой статьи 27 слова "учредитель (соучредители)" заменить словами "издатель (издатели)".
20. Статью 29 исключить.
21. В статье 35:
в абзаце четвертом статьи 35 слова "учредителями (соучредителями)" заменить словом "издателями", а слова "государственные органы" заменить словами "органы государственной власти и местного самоуправления";
дополнить статью абзацами пятым и шестым следующего содержания:
"Средства массовой информации, финансируемые из федерального бюджета, обязаны предоставлять время и место для выступлений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
Субъекты Российской Федерации вправе законодательно ввести аналогичную норму для средств массовой информации, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
22. Абзац третий части первой статьи 36 дополнить после слова "телепрограмм" словами - "в сутки".
23. В статье 37:
Часть вторую изложить в следующей редакции:
"Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала не допускается.";
дополнить статью четвертой частью следующего содержания:
"В случае нарушения части второй настоящей статьи орган, регистрирующий средство массовой информации, обязан в письменной форме предупредить средство массовой информации о недопустимости нарушения настоящей статьи. Повторное нарушение влечет изъятие свидетельства о регистрации.".
24. Дополнить статью 41 частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Издатель (редакция) средства массовой информации не вправе разглашать имя автора материала, опубликованного анонимно или под псевдонимом без согласия на то автора, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.
Редакция средства массовой информации не вправе вмешиваться в личную жизнь граждан, предавать гласности личные письма и другие документы, без разрешения их владельца или его наследников.".
25. Часть первую статьи 43 изложить в следующей редакции:
"Гражданин вправе потребовать от издателя (редакции) опровержения не соответствующих действительности и, в том числе, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.
Юридическое лицо вправе потребовать от издателя (редакции) опровержения не соответствующих действительности, порочащих деловую репутацию, сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.
Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные в нем сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.".
26. В статье 44:
дополнить статью четвертой частью следующего содержания:
"Редакция средства массовой информации не вправе комментировать опровержение в том же номере (выпуске) средства массовой информации, в котором оно опубликовано.";
часть пятую считать шестой и изложить ее в следующей редакции:
"В случае отказа в опровержении редакция средства массовой информации обязана в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении либо его текста уведомить об этом в письменной форме заинтересованных гражданина или организацию с указанием оснований отказа.";
дополнить статью седьмой частью следующего содержания:
"Опровержение не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений в отношении кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые были распространены в данном средстве массовой информации в период избирательной кампании, должно последовать в очередном, после поступления требования об опровержении, номере (выпуске) средства массовой информации, независимо от периодичности его выхода в свет. В случае отказа в опровержении редакция средства массовой информации обязана в течение одного дня после поступления требования об опровержении либо его текста уведомить об отказе в письменной форме заинтересованных гражданина или организацию с указанием оснований отказа.".
27. Часть третью статьи 46 изложить в следующей редакции:
"Ответ редакции на ответ гражданина или организации не может быть помещен в том же выпуске средства массовой информации, в котором публикуется ответ гражданина или организации.".
28. Дополнить статью 48 частью шестой следующего содержания:
"Редакция средства массовой информации может быть лишена права аккредитации своих журналистов, если она нарушила правила аккредитации, либо журналисты редакции неоднократно распространяли сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию аккредитовавшей журналистов организации, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Срок, на который редакция лишается права аккредитации своих журналистов, не может превышать шести месяцев.".
29. В статье 56 исключить слово "Учредители".
30. В статье 57:
подпункт третий изложить в следующей редакции:
"3) если они содержатся в ответе на запрос информации, в официальных документах органов государственной власти, других организаций, либо в материалах их пресс-служб;";
подпункт четвертый изложить в следующей редакции:
"4) если они являются дословным воспроизведением законченных по смыслу фрагментов выступлений депутатов на заседаниях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо выступлений членов Совета Федерации на заседаниях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также официальных выступлений должностных лиц органов государственной власти, других организаций при непременном условии, что воспроизведенные фрагменты не искажают сути выступления.".
31. В статье 58:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц органов государственной власти и организаций законной деятельности издателей, редакций и распространителей средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:";
в абзаце десятом исключить слово "учреждений".
32. В статье 60:
в абзаце втором слово "учреждении" заменить словом "регистрации";
в абзаце пятом слово "деятельности" заменить словом "выпуска".
33. Дополнить Закон статьей 63 следующего содержания:
"Статья 63. Переходные положения
1. Свидетельства о регистрации средств массовой информации, выданные до вступления настоящего Закона в силу, не требуют обязательной перерегистрации. Учредители данных средств массовой информации приобретают статус издателя и несут всю полноту ответственности, предусмотренной настоящим Законом как издатели.
2. Учредители средств массовой информации, не являющиеся юридическими лицами, в течение года со дня вступления в действие настоящего Закона обязаны зарегистрироваться и определить свой организационно-правовой статус в соответствии с Гражданским кодексом с последующей перерегистрацией средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
3. Редакции средств массовой информации, не обладающие свидетельством о регистрации средства массовой информации, но являющиеся юридическим лицом и фактически самостоятельно издающие и финансирующие выпуск средства массовой информации, вправе перерегистрировать данное средство массовой информации совместно с его учредителем и стать одним из издателей. Размер долей (акций) каждого соиздателя определяется по их соглашению учредительным договором.
4. Учредители средств массовой информации, не желающие брать на себя функции издателя в соответствии с настоящим Законом, вправе передать эти функции редакции средства массовой информации с последующей его перерегистрацией.
Права учредителя средства массовой информации не способного выполнять функции издателя, определенные настоящим Законом, переходят к редакции данного средства массовой информации в случае, если последняя готова взять на себя функции издателя, с последующей перерегистрацией средства массовой информации.

Свобода массовой информации. В РФ СМИ не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

СМИ – периодическое печатное издание, радио-, видеопрограммы, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Цензура СМИ не допускается.

Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование СМИ: в целях совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целости государства; для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни; для пропаганды войны; для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость.

Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программной обработке информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. Учредителем (соучредителем) СМИ могут быть гражданин, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Заявление о регистрации СМИ подается учредителем в Министерство печати и информации РФ.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ не допускается.

Распространение продукции СМИ считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана: сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи; фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир; в регистрационном журнале указывать дату и время выхода в эфир, ее автора, ведущего и участников.

Сроки хранения: материалов передач – не менее одного месяца со дня выхода в эфир; регистрационного журнала – не менее одного года с даты последней записи в нем.

Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ.

44. Права и обязанности редакции

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения, с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.

Редакция не обязана отвечать на письма граждан.

Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ.

В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда СМИ, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху.

Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование

СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым.

Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или презрения, подчёркивания интересов, рациональной и эмоциональной оценки людей и их поступков содействует превращению тех или иных идей в конкретную деятельность.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Тоталитарный режим не считается с общественным мнением. В демократическом обществе управление социальными процессами не мыслимо без изучения и воздействия именно на общественное мнение, в чём колоссальная роль принадлежит СМИ. Обладание, умелое использование их - залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами.

СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении.

Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.

Устав редакции средства массовой информации - принимается наобщем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудниковредакции большинством голосов при наличии не менее двух третейего состава и утверждается учредителем. В уставе должны бытьопределены: взаимные права и обязанности учредителя, редакции,главного редактора; полномочия коллектива журналистов - штатныхсотрудников редакции; порядок назначения (избрания) главногоредактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управленияредакцией; основания и порядок прекращения и приостановлениядеятельности средства массовой информации; передача и (или)сохранение права на название, иные юридические последствия сменыучредителя, изменения состава соучредителей, прекращениядеятельности средства массовой информации, ликвидации илиреорганизации редакции, изменения ее организационно-правовойформы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а такжеиные положения, предусмотренные законодательством. Уставредакции, организованной в качестве предприятия, может являтьсяодновременно уставом данного предприятия. В этом случае уставредакции должен соответствовать также законодательству опредприятиях и предпринимательской деятельности.

Журналист обязан:

Соблюдать устав редакции;

Проверять достоверность сообщаемой информации;

Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

Сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

Получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от гражданина или его представителей (за искл.случаев, когда это нужно для защиты обществ. интересов);

При получении информации ставить лицо в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;

Ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного им сообщения;

Отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

Предъявлять при осуществлении проф. деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста).

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Журналист – гражданин, осуществляющий сбор, обработку инф. и подготовку материалов для редакции зарегистрированного СМИ, и связанный с редакцией трудовым договором.


1) Ж. м.б. только гражданин осуществляющий деятельность по обработке инф.

2) Ж. – гражданин, который сотрудничает с зарегистрированным СМИ, но также ж. признается тот, кто взаимодействует со СМИ, для которого регистрация не требуется.

3) Ж. – гражданин, связанный юридическими отношениями средакцией на основании трудового договора, авторского или действующего по поручению.

Поскольку труд. деят. возможна с 14 лет, то с этого возраста возможен статус журналиста.

Закон о СМИ закрепляет комплекс прав и обязанностей журналистов, при этом права и обязанности возникают в связи с получением информации, а также по-поводу взаимодействия журналиста и редакции.

При получении информации журналист в праве:

Получать и искать информацию

Посещать гос., муниципальные, общественные организации

Получать доступ к материалам и документам, за исключение тех, которые составляют гос. тайну

Находится в местах стихийных действий, чрезвычайных происшествий

Использовать технические средства связи

При распространении инф. журналист в праве:

Проверять достоверность

Высказывать свои мнения и суждения в материалах

Распространять материалы под псевдонимом/ анонимно

При взаимоотношении с редакцией ж. может отказаться от выполнения задания и в праве снять свою подпись с материала, если в результате проверки, исказилась его позиция.

Журналист при получении инф. обязан:

1. Предъявлять редакционное удостоверение

2. Получать согласие на использование съёмки

3. Обеспечить конфиденциальность источнику инф., либо авторизовать сообщение, полученное впервые.

При распространении инф. ж. должен проверять:

1. Достоверность

2. Не распространять слухи под видом достоверной информации

3. Ж.должен уважать право других лиц

В отношениях с редакцией ж.обязан:

1. Соблюдать устав

2. Предупреждать редактора о возможных претензиях

3. Обязан отказать от задания, если это противоречит закону.

Журналист НЕ должен осуществлять сбор инф. по заданию иных лиц, не являющихся редакцией СМИ.

Деятельность ж. основывается на принципах свободы поиска и распространения инф., однако он не должен злоупотреблять своими правами и свободой СМИ.

В случае нарушения чужих прав и интересов ж. может быть привлечён к юр. ответственности.

Журналист и редакция освобождаются от ответственности, если недостоверная инф.:

Получена в ответе на официальный запрос

Инф. предоставлена гос.органами

Если инф. содержится в материалах, которые не подлежат редактированию, либо распространяются в прямом эфире

Если инф. явл. дословным воспроизведением материала другого СМИ, которое м.б. привлечено к ответственности.

Доступ к информации. Аккредитация журналиста. Порядок распространения информации. Хранение материалов.

Для обеспечения своих обязанностей по обеспечению информационных интересов общества, журналист вправе получать информацию. Для получения иннф из официальных источников редакция может направлять запрос на предоставление инф.

Ответ на запрос должен предоставляться в течении 7 дней

Если информация не м.б. предоставлена, в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направленно уведомление об отказе. С указанием причин отказа, датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отказе.

Отказ от предоставления инф м.б. обжалован в суде.

Если предоставление инф в течении 7 дней не возможно, то в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направлено уведомление об отсрочке предоставления инф с указанием причин отсрочки датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отсрочке

Решение об отсрочке м.б. обжаловано в суде

Для обеспечения эффективного взаимодействия между источниками инф и редакцией СМИ предусмотрен институт аккредитации. Т.е. гос., муниципальных, обществ. Организации м. аккредитовывать журналиста по обращению его редакции.

Правила об аккредитации разрабатываются соответствующей организацией и не должны содержать дискриминационных условий в связи со статусом СМИ, объемом, формой или территорией распространения СМИ.

Организация, аккредитовавшая журналиста, обязана:

1. Информировать обо всех проводимых мероприятиях за исключением закрытых.

2. Предоставлять стенограммы мероприятий, документы.

3. Создавать надлежащие условия для работы журналиста во время проводимых мероприятий

Аккредитация прекращается, если б. распространена недостоверная, порочащая инфи данный факт установлен судебным решением, ступившим в силу.

Аккредитация не предполагает более предпочтительного отношения к журналистам к-л отдельных СМИ при предоставлении инф.

Распр-е инф может осуществляться на коммерческой основе или безвозмездно. При этом каждый экземпляр печатного СМИ д. содержать выходные данные. За выпуск без выходных данных предусмотрена административная ответственность. А так же ответственность возникает из-за распространения недостоверных сведений об объеме тиража.

Распространение продукции вещательных СМИ предполагает наличие лицензии, т.е. разрешения на использовании эфирной частоты. При этом распространитель сигнала не должен создавать помехи для работы других лиц.

В передачах вещательных СМИ д. указываться название, главный редактор. И при постоянном вещании, не реже 4-х раз в сутки д. сообщаться о том, кто осуществляет вещание.

Для обеспечения сохранности культурного наследия и обеспечения доказательной базы на случай возникновения конфликтов, каждый выпуск печатного СМИ должен сопровождаться рассылкой бесплатных экземпляров: учредителю, регистрирующей организации, в книжную палату, в библиотеку президента, в библиотеку федерального собрания, в гос библиотеку и публичную

Им. Салтыкова-Щедрина.

Дополнительно может предусматриваться обязательная платная рассылка экземпляров каждого выпуска. За непредоставление обязательных экз предусмотрена административная ответственность.

Вещательные организации обязаны хранить в записи все материалы, вышедшие в эфир, в течении 3-х месяцев. В редакции обязаны вести регистрационный журнал. С указанием всех передач, их автора, ведущего, участников. Журнал должен храниться в течение одного года с момента внесения последней записи

15. Состав профессиональных обязанностей сотрудника пресс-службы.

В наше время пресс-службы имеются в штатах всех государственных структур, финансово-промышленных групп, банков, коммерческих и некоммерческих организаций, политических партий, общественных движений и т.д. Особенности организации работы пресс-службы зависят от того, где (на предприятии какого типа и какой формы собственности, финансирования, преследуемых целей, решаемых задач и т.д.) она будет функционировать.

В зависимости от объема работы обязанности службы по информационному обеспечению общественности могут выполнять:

Пресс-секретарь;

Пресс-бюро;

Отдел по работе с прессой;

Пресс-служба или пресс-центр;

Руководитель службы PR;

Внештатные работники или внешняя консультативная фирма.

Как показывает практика, штат сотрудников пресс-служб в среднем может колебаться от двух-трех сотрудников до тридцати и больше. При любой форме организации подразделение пресс-службы призвано решать две генеральные задачи.

1. Обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой им организации.

2. Создает оптимальные условия для работы аккредитованных журналистов.

Для исполнения этих задач у сотрудников пресс-служб коммерческих организаций, в частности, имеются следующие профессиональные обязанности:

Создание и реализация стратегии информационной политики компании;

Формирование с помощью СМИ общественного мнения в соответствии со стратегией информационной политики компании;

Взаимодействие с российскими и иностранными СМИ и журналистами в целях полного и объективного освещения деятельности компании;

Осуществление взаимодействия и развитие контактов с пресс-службами органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления, компаний-партнеров, фирм, работающих на одном рынке с компанией;

Анализ тенденций и условий развития профильных СМИ;

Изучение материалов СМИ в целях определения их позиций и подготовки для руководства компании обзоров этих материалов, аналитики и справок.

Можно выделить ряд различий и особенностей в работе пресс-службы коммерческой фирмы и в госучреждении. Главная задача пресс-службы коммерческой структуры -создание позитивного имиджа фирмы как надежного партнера, производителя качественных товаров и услуг, которые она предоставляет, тогда как главной задачей пресс-службы в госучреждении является создание позитивного имиджа учреждения и его руководителя в контексте позитивного имиджа власти.

Обязанности пресс-службы госучреждения значительно отличаются. В них входит информирование широкой общественности о сути принятых решений и формирование позитивного имиджа как отдельных чиновников, так и власти в целом. Пресс-службе необходимо также проводить анализ реакции общественности на действия тех или иных должностных лиц и органов власти и разрабатывать технологии для нейтрализации негативных высказываний.

Основными принципами работы пресс-службы должны быть: оперативность, законность, гибкость и непрерывность, конструктивность.

Особое внимание необходимо обратить на ответственность, которую несет пресс-служба. Пресс-служба как коммерческой, так и государственной структур должна очень тщательно проверять информацию перед тем, как передать ее журналистам.

ПО ЛЕКЦИЯМ СОПКИНА:

Обязанности сотрудников пресс-служб:

1. Установление и поддержание контактов с представителями СМИ

2. Подготовка материалов для внутренних и внешних условий (справки, статьи, пояснительные записки, пресс-релизы)

3. Умение выступать перед аудиторией по специальным вопросам

4. Организация специальных мероприятий: пресс-конференции, брифинги, выставки, пресс-туры

5. Участие в разрешении кризисных ситуаций

6. Умение участвовать в лоббировании (продвижение ценностей организации)

7. Участие в планировании работы

8. Быть готовым и способным к выполнению обязанностей коллег

9. Быть исполнительным

Для справки:

Функции пресс-службы:

Составление планов работы по реализации стратегии информационной политики своей компании;

Подготовка заявлений и сообщений для СМИ, брифингов и пресс-конференций;

Оперативное распространение в СМИ официальных сообщений;

Ведение официального сайта своей компании, поддержка интерактивных сервисов, информационная переписка с посетителями сайта;

Отслеживание и контролирование любых видов информации и упоминаний о компании и ее руководстве в интернет-источниках всех типов (официальные СМИ и неформальные коммуникационные ресурсы и пр.);

Поддержка рабочих контактов с главными редакторами СМИ, руководителями телерадиокомпаний, известными журналистами, влиятельными экспертами и лидерами мнений:

Проведение пресс-конференций, брифингов, информационных встреч журналистов;

Участие в подготовке и проведении официальных визитов и рабочих поездок руководства своей фирмы по стране и за рубеж в целях их освещения в СМИ;

Подготовка и передача СМИ теле-, фото- и аудиоматериалов, связанных с деятельностью компании;

Подготовка мониторингов.

16. Журналистская этика: международные нормы и правила.

Международные нормы этики журналиста закреплены в официальном документе - Декларации принципов поведения журналиста Международной Федерации Журналистов. Она принята на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо 25-28 апреля 1954 года; изменения внесены на XVIII Всемирном Конгрессе МФЖ в Хельсинки 2-6 июня 1986 года.

Международная декларация провозглашается в качестве стандарта профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий.

1. Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.

2. Осуществляя профессиональную деятельность, журналист обязан отстаивать принцип свободы при честном сборе и публикации информации и права на честный комментарий и критику.

3. Журналист обязан оперировать только той информацией, источник которой ему известен. Журналист не должен пренебрегать важной информацией или фальсифицировать документы.

4. Получая информацию, фотографии и документы, журналист должен использовать только честные методы.

5. Журналист должен сделать все возможное для исправления или опровержения информации, которая может нанести серьезный ущерб.

6. Журналист обязан соблюдать профессиональную тайну и не разглашать источник информации.

7. Журналист должен отдавать себе отчет в той опасности, которую таит в себе призыв к дискриминации, распространенный через СМИ, и должен сделать все возможное для того, чтобы избежать даже невольного стимулирования дискриминации на основе расы, пола, сексуальной ориентации, языка, религии, политических или иных взглядов, национального и социального происхождения.

Плагиат;

Умышленное искажение фактов;

Клевету, оскорбление, необоснованное обвинение;

Получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

9. Журналист, достойный этого высокого звания, считает своим долгом добросовестно выполнять вышеизложенные принципы. Действуя в рамках законодательства своей страны, журналист при решении профессиональных вопросов признает только юрисдикцию коллег, в том числе и в случае вмешательства в такого рода вопросы правительства или других ответственных лиц.